В последнее время реакция Вашингтона на происходящие в мире события показала стремление Обамы, окончательно отбросив демократические условности, отстраивать во внешней политике жесткую вертикаль власти. Тогда как для "внутреннего потребления" в американском обществе любят рассуждать о демократических ценностях, в международных отношениях Вашингтон отказывается следовать этим принципам. Украинский кризис и не санкционированные Советом безопасности ООН военные удары по боевикам Исламского государства на территории Сирии продемонстрировали беспощадную авторитарность внешней политики Вашингтона, где доминирует принцип "кто не с нами, тот против нас". И многие страны в иных обстоятельствах, проявлявшие самостоятельность в принятии решений по международным вопросам, теперь беспрекословно подчинились указаниям из-за океана.
Подобную форму "диалога", когда говорят только американские политики, Обама отразил в своем выступлении с трибуны ООН. По сути, американский президент брал на испуг мировое сообщество, нарисовав ужасающие картины "времен нестабильности будущего", которое ждет мир без вмешательства американцев. И представил свою страну единственным лидером, способным справиться с возникающими угрозами. "Мы выбираем мир, который заслуживают наши дети", - заявил Обама. Чьих именно детей президент США имел в виду, он не уточнил.
О каких-либо совместных действиях с государствами, имеющими иную, чем США, точку зрения и как следует решать возникающие мировые кризисы, Обама не сказал ни слова. Зато много говорилось о неотвратимости американского возмездия, и звучала непримиримая критика российской позиции в отношении Киева. В этой связи Обама вновь повторил, что Россия заплатит за свою политику и лицемерно пожалел о былых временах, когда Москва и Вашингтон сотрудничали. Но теперь Обама не стесняясь заявил, что условием для продолжения сотрудничества должно стать изменение курса российской политики.
Речь американского президента стала отражением планов Вашингтона на возвращение однополярного мира и курса на изоляцию тех стран, где выступают за многополярный мир и имеют собственную позицию в международных делах. И хотя среди союзников Белого дома не принято публично рассуждать об авторитаризме Вашингтона, стоит вспомнить подслушанный около месяца назад журналистами частный разговор польского министра иностранных дел Радослава Сикроского. Тот, употребляя не совсем цензурную лексику, эмоционально выразил мнение о том, что делает Белый дом в отношении варшавских политиков.