25.09.2014 00:08
Культура

"Майскую ночь" Римского-Корсакова сыграли в московской филармонии

Михаил Плетнев представил "Майскую ночь" Римского-Корсакова
Текст:  Ирина Муравьева
Российская газета - Федеральный выпуск: №218 (6490)
Одна из самых популярных российских опер на "украинский сюжет" - "Майская ночь" Римского-Корсакова прозвучала на Большом фестивале Российского Национального оркестра. Чарующая музыкальная партитура, написанная по гоголевской повести из цикла "Вечеров на хуторе близ Диканьки", была исполнена в Концертном зале Чайковского под руководством Михаила Плетнева.
Читать на сайте RG.RU
Мария Кочеткова: Меня всегда восхищала петербургская вагановская школа

Как и шесть лет назад, когда Михаил Плетнев впервые исполнял эту партитуру с Российским Национальным оркестром в "живой" фактуре майской ночи - на пленэре усадьбы Архангельское, проект вновь собрал артистов ведущих российских театров и Камерный хор Московской консерватории. Но в этот раз вместо поп-звезды Николая Баскова партию Левко исполнил Сергей Романовский, восходящая российская звезда бельканто. Гоголевский же колорит "украинской ночи" в московском зале создавал артист Борис Плотников, читавший в микрофон фрагменты экзальтированных описаний Гоголя этой красоты: "Всмотритесь в нее. С середины неба глядит месяц. Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся еще необъятнее. Горит и дышит он... Божественная ночь! Очаровательная ночь!.."

Эту глубинную пантеистическую красоту раскрывал в музыке Римского-Корсакова и Михаил Плетнев, поднявший в партитуре множество звуковых слоев: и гоголевскую мистику панночки-утопленницы - в жутковатых струнных вибрато и холодных разливах арф, и языческие мотивы - в песнях, в острых стаккатных закличках русалочьих игр, и волшебство оркестровой колористики Римского-Корсакова, и ернический юмор бытовых сцен с Головой под "полонезы" и "марши", и аллюзии с Вагнером, Григом, Глинкой. Партитура "Ночи" развернулась у Плетнева как богатая живая ткань - сказочная скатерть-самобранка, звучащая всеми голосами сразу. Но не менее яркое зрелище развернулось и на авансцене, где было разыграно феерическое действо с дополнительной интригой встречи артистов разных школ и поколений. Комическое трио - Геннадий Беззубенков (Голова), Андрей Попов (Винокур) и Дмитрий Скориков (Писарь), по сути, разыграли русское "дель арте" - всю его буффонную фактуру со стремительными темпами, скороговорками, комическими эффектами рассказа. И когда эта троица прокрадывалась мимо пульта Плетнева с нотными папками в руках к воображаемому мешку со Свояченицей, когда взвивались в фугато дружным "сатана!", когда весь зал ожидал забывшего свой выход Анатолия Лошака (Каленика), тут же превратившего эксцесс в комическое лацци пьяного персонажа, было ощущение подлинного искусства театра, которое не всегда увидишь и в театральных стенах. На этом фоне молодая лирическая пара Левко (Сергей Романовский) и Ганна (Оксана Волкова, Беларусь) не только не потерялась, но, наоборот, захватила зал своей страстностью и артистизмом, пленила красотой звучания любовных арий и дуэтов. Таким и представляется образец вечно прекрасной "украинской ночи", которую так возвышенно воспевал Гоголь и которой мы теперь можем наслаждаться только на сцене.

Рок Москва Столица