"Возмездие. 12", Центре драматургии и режиссуры, 4 октября
Блоковские поэмы "Возмездие" и "Двенадцать" - часть проекта "Служение Слову - Русский Логос", в который вошли так же спектакль по стихам Айги "Поля входят в дверь" и "Сказка о попе..." Пушкина - вызывающая альтернатива театральным трендам последних двух десятилетий.
Пренебрегая модой на визуальное и социальное, настаивая на терапевтическом значении театра, автор спектаклей Клим говорит пророческим языком "ветхой старины", полагая, что истинная родина всех нас - язык, и это он творит нас как народ. Ему не страшно "возвышенное", он слышать ничего не желает о деконструкции, которая должна избавить человечество от мифов и самообольщений в национальной истории и культуре. Для него миф по-прежнему остается центром культуры и тем тайным кодом, который удерживает нацию от распада.
"Русский Логос" создавался как независимый проект, с помощью благотворителей и личного подвига участников. Впрочем, без индивидуального подвига театр Клима и не существовал. Год назад по итогам конкурса департамента культуры Москвы он возглавил Центр драматургии и режиссуры, но только две актрисы дошли до финала этого трехлетнего марафона.
"Русский Логос" оказался русским мелосом. Одинокий голос человека поет поэму Блока "Возмездие". Пение - поэзия, включенная в тело, в дыхание, в сердечный ток. Или, напротив, тело, если его осознавать, дает свободу звучащей поэзии. Потому, чтобы рассказать о спектакле, нужно поэму Блока не только спеть, но и станцевать. Что и делает юная актриса Ксения Орлова, выпускница мастерской Олега Кудряшова. Ее лицо напоминает маску японского театра Но, то исчезающую во мгле прошлого, то напоминающую тени нашего собственного прошлого, дворянские усадьбы, петербургские интеллигентские квартиры или дворцовые пространства. Женский голос поет - век девятнадцатый, железный, воистину жестокий век, - тело скрыто во тьме, но руки, выдвинутые в поток света, пытаются остановить новую чуму - неврастению. Голос ведет нас дальше, туда, где под знаком равенства и счастья зрели темные дела. Актриса поет, и голос ее ведет наше воображение под своды Казанского собора, и среди его колонн уже прячется тень Люциферова крыла.
Небывалая в своих исторических рифмах и деталях поэма Блока, подобная "Евгению Онегину", гораздо более важная для нашего сегодняшнего переживания русской и европейской истории, так никогда и не стала предметом театральной работы. Написанная в 1911 году, поэма так и не была окончена - предсказанные в ней мировая война и революция обессмыслили дальнейшую работу...
Спектакль "Возмездие. 12" можно будет посмотреть так же 17 октября, 14 и 18 октября - "Поля входят в дверь" Геннадия Айги, 16 и 31 октября - "Балда. Три щелчка" по сказке Пушкина.