Эпоха реформации
- Впервые за всю историю театра мы кардинально поменяли систему планирования репертуара, - рассказал журналистам новый художественный руководитель театра оперы и балета Дмитрий Морозов. - В июле был сформирован репертуар на полгода вперед. Спектакли будут идти практически каждый день. Основная направленность - на русский репертуар: Мусоргский, Чайковский, Глинка. Конечно, в сочетании с мировыми шедеврами. Мое творческое кредо - это задействование всех солистов театра не только в гала-концертах, но и во всех будущих постановках.
Также театр запускает проект "Малая сцена". Камерные оперы и спектакли в сопровождении инструментального ансамбля будут идти на втором этаже в фойе театра каждый день в дневное время. Одним из первых камерных постановок станет "9 жизней ожидания" - компилятивный спектакль, составленный из произведений трех композиторов. По словам худрука Дмитрия Морозова, такой формат придуман для совершенствования вокальной и сценической формы артистов.
- Это очень большой объем работы, - рассказывает Морозов. - Дело в том, что этот зал рассчитан на 250-300 мест. Кроме того, смотреть на спектакли можно будет сверху, а значит, задача режиссера и актеров усложнится.
В этом сезоне воронежских театралов ожидают сразу две большие балетные премьеры. Спектакль "Чиполлино" поставит Генрих Майоров - мэтр отечественной хореографии. А уже в октябре мы увидим постановку молодого хореографа Дмитрия Антипова - "Вечер одноактных балетов. Необарокко". В этом году театр оперы и балета также запустил проект "Добрые встречи". Это концертная деятельность в рамках Воронежской области для людей, которые сами не могут попасть в столицу Черноземья на спектакль. Балетная труппа уже выезжала в Воробьевку, Лиски, Борисоглебск.
- Представляете, когда в Воробьевке был балет? Никогда! Представление о балете у них было только по телевизору. Зрители были в восторге! - делится Николай Попов.
Практически все представления театра проходили с большим аншлагом. Пока они существовали в формате концертов, но в дальнейшем в районы поедут целые спектакли. И в этом сезоне руководство театра добавит к танцам еще и вокальную группу. И это не все изменения, которые коснутся воронежского балета.
- Мы открываемся непривычным для нас сольным гала-концертом. Много новых, неизвестных для нашей публики номеров, - рассказывает главный балетмейстер театра Александр Литягин. - Все танцовщики труппы выучили новый для себя репертуар. Для всех это было очень интересно. Мы планируем сочетать классику и современную хореографию и делать акцент не на привычных актеров, а на молодых, перспективных ребят.
Кадровый вопрос
Молодые, перспективные ребята уже пополняют балетную труппу ТОПа. Пара танцоров прибыли в Воронеж из Донецка. Также коллектив все время пополняют выпускники Воронежского хореографического училища. Ожидают прибавление и в опере. В гала-концерте приняли участие два приглашенных артиста - Назар Немченко из Днепропетровска и Елена Ширяева из Киева. В будущем они могут пополнить ряды штатных солистов воронежского театра.
Но для приглашенных артистов существует проблема жилья. На сегодняшний день театр снимает 20 квартир для солистов театра, а это два с половиной миллиона рублей в год только за съем квартиры.
- Я категорический противник приглашенных режиссеров, - рассказывает худрук Дмитрий Морозов. - Этим летом мы занимались поиском постоянного режиссера для театра. У меня очень строгие критерии отбора режиссера для спектакля. Поскольку у нас репертуарный театр с акцентом на русские произведения - а это большая опера - желательно, чтобы было два-три постановщика. Все они должны быть яркими и самобытными с несколькими образованиями.
Кадровые проблемы затрагивают и оркестр театра оперы и балета, который многие именитые режиссеры признавали первоклассным музыкальным коллективом. На 95 процентов он укомплектованы своими кадрами, которые готовит Воронежский институт искусств. Музыканты работают в нем целыми семьями. Но многие из инструменталистов уже не подходят для тяжелой ежедневной работы по возрасту и состоянию здоровья. Для оснащения оркестра первоклассными музыкантами надо создавать им условия не хуже, чем приглашенным оперным солистам.
- Наиболее талантливые молодые артисты, работавшие в оркестре, уходили потом в симфонический оркестр Воронежской филармонии. Там условия лучше. Оплата другая, загруженность музыканта меньше, - рассказывает главный режиссер Юрий Анисичкин. - Мы дошли до того, что берем музыкантов из духовых военных оркестров. В настоящее время в оркестре нет первой валторны - на ней играет музыкант, которого мы оберегаем и просим работать. Должен быть ведущий музыкант. У наших музыкантов по две-три работы. Если бы была другая оплата, этого бы не было. Они уезжают пачками в другие регионы - Белгород, Орел. Там людям дают льготную ипотеку, платят хорошие зарплаты и премии. Надо обращать внимание не только на разрушенные окна, но и на состояние труппы.
Ломать и строить
В культурной среде города давно идут разговоры о будущем здания театра на площади Ленина. Стоит ли полувековой памятник сталинской архитектуры того, чтобы его реконструировали? И сможет ли новое строение сохранить атмосферу воронежского театра оперы и балета, которым его любит его публика и работники?
- У меня сердце болит за это здание. Я пролазил его от подвала до потолков, - делится новый директор ТОПа Николай Попов. - Понятно, что здание очень древнее. Объем реконструкции зависит от средств, которое наше правительство готово вложить в театр. В первую очередь, надо сделать инструментальное обследование здания, чтобы понять, что с ним делать дальше.
Текущий ремонт театр сделал своими силами. На восстановление еще одного вокального класса, замену полусотни сгнивших окон, ремонт служебного входа и пожарных занавесов даже не понадобилось дополнительное финансирование. Впервые за 15 лет отреставрировали сцену. По словам Николая Попова, ее пришлось циклевать восемь раз.
- Сейчас не больно на коленях встать на сцену. Впервые за десять лет, - рассказал солист балета Денис Каганер.
Если долгожданная масштабная реставрация здания театра все-таки начнется, придется заняться поисками временного дома. Для постановки спектаклей подходят всего три концертные площадки города: ДК имени Карла Маркса, Воронежский концертный зал и ДК 50-летия Октября. Но поместить весь театральный скарб - костюмы и декорации - попросту некуда. Ведь подсобный корпус, где он сейчас хранится, тоже нуждается в хорошем ремонте. Впрочем, реформация театра оперы и балета может несколько приуменьшить масштаб неудобств. Дело в том, что сейчас на балансе у театра более 100 спектаклей. Из них на сцену выходят всего 52. Все остальные, что называется, "числятся".
- На многие костюмы уже даже моль не смотрит, - рассказывает директор театра Николай Попов. - Они хранятся, но не списаны. Теперь мы занимаемся таким кропотливым делом, как списание костюмов, спектакли которых не идут. Подсобный корпус находится у нас на балансе.
- Театр становится заведением культуры только в момент, когда его порог переступает зритель. В остальное время это сложнейшее режимное производство с семичасовым рабочим днем. За эти три-четыре месяца произошло много изменений, - говорит художественный руководитель театра Дмитрий Морозов. - Результаты этих изменений вы увидели на гала-концертах. Изменен сам подход. Чтобы артисту было комфортно, чтобы зритель получал эстетическое удовольствие.