Владислав Демченко, заслуженный артист России:
Кризис отечественного кинематографа вызван рядом известных причин, поэтому я коснусь только тех, которые, на мой взгляд, являются основополагающими. Ни для кого не секрет, что сегодня большинство фильмов создаются телевидением, по заказу каналов или производителей, тесно связанных с этими каналами. Главным персонажем кинопроизводства стал продюсер, который, к сожалению, частенько имеет смутное представление о творчестве, но, несмотря на это, контролирует весь процесс. Режиссер превратился в некую функцию, которую могут заменить на любом этапе производства. Кроме того, почти не осталось ассистентов по актерам, которые выискивали таланты и приглашали их на пробы; сегодня среднестатистический набор артистов выстраивается в очередь на кастинг, а о существовании талантливых ребят из глубинки или малоизвестных театров никто и не знает. Редкие продюсеры думают о серьезных классических произведениях и заинтересованы в появлении новых звезд, у остальных уже есть готовый список актеров и актрис, постоянно мелькающих на экранах.
Второй момент - отношение к профессии. Раньше полноценное театральное образование имело колоссальное значение при приглашении артиста на роль, сегодня твой диплом практически не имеет смысла. К тому же открывается множество частных контор, готовящих будущих звезд. Человек может быть симпатичен и даже гармоничен в образе, но ремеслом не владеет и большим артистом никогда не станет. Кино превратилось в конвейер, в котором важнее снять быстрее и эффектнее, что, разумеется, не значит качественнее. Разбираться времени нет, и набирают тех, кто попадается под руку, а среди них много бесталанных товарищей, пришедших в эту стезю лишь потому, что кино в наши дни выглядит, как доступное всем развлечение, которое не только даст денег, но и прославит на всю страну.
Конечно, премия "Оскар", о которой пишет "РГ", - это прежде всего политика. Кроме того, в ней регулярно прослеживаются определенные тенденции: один год - блокбастеры, второй - короткометражки, третий - сексуальные меньшинства и так далее. В этом плане я уважаю более объективный Венецианский кинофестиваль, где, кстати, и наши побеждают. Однако будем откровенны, если работа по-настоящему талантлива, она так или иначе будет увидена или услышана, и никакая политика ее не сомнет. Как бы ни относились к СССР, на Олимпиадах мы выигрывали, потому что были реально сильнее. Так и в кино - надо стремиться к лучшему и менять сложившиеся тенденции. Россия - одна из самых талантливых стран в мире, потенциал у нас есть, поэтому я оптимистично смотрю в будущее. Будут и на нашей улице "Оскары".