30.09.2014 00:44
Экономика

Российские розничные компании намерены поднять цены на продукты

Текст:  Елена Березина
Российская Бизнес-газета - : №38 (967)
В III квартале серьезно ухудшилась ситуация в розничной торговле. Индекс деловой активности в отрасли просел до минимальных значений, составив +4%, отмечают эксперты Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ.
Читать на сайте RG.RU

Продолжилась негативная тенденция сокращения заказов (более 45% респондентов указали на лимитирующий фактор "недостаточный платежеспособный спрос"). Спрос по всем группам реализуемых товаров показал отрицательную динамику. Следствием уменьшения заказов стало снижение продаж. В частности, по сравнению со II кварталом сжатие объемов реализуемых товаров зафиксировали 28% руководителей, а уменьшение товарооборота - около 35%.

Цены на продукты в России удалось сдержать

Динамика торгового процесса сопровождалась усилением сокращения занятых в отрасли. О выбытии персонала в своих организациях по сравнению со II кварталом сообщили более 25% предпринимателей.

Решающее воздействие на формирование цены в III квартале по-прежнему оказывали внутренние производители товаров, а также оптовики, вынужденные "отбивать" меняющиеся для них прайсы и в целом следовать конъюнктуре рынка. Повышение цен на оптовые поставки констатировали около 70% руководителей. В результате о повышении цен на товары по сравнению со II кварталом сообщили 48% руководителей розничных организаций. Особенно это прослеживается в продовольственном сегменте, где в III квартале практически 60% предпринимателей фиксировали увеличение цены реализации, а в IV квартале их намерены увеличить еще 50%.

По мнению директора Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Георгия Остапковича, делать вывод о принципиальном негативном воздействии санкционных издержек первой волны на полученные результаты не следует. "Опрос руководителей за III квартал подразумевает представление ими отчетности на середину августа, что пересекается с эффектом введенных запретов лишь косвенно. Скорее, полученный шок и эмоциональный накал успел выразиться в крайне сниженных предпринимательских оценках, относительно развития торгового процесса в ближайшей перспективе. Практически в два раза, кстати, впервые после предкризисного периода 2008 г., ухудшились ожидания респондентов по таким центральным показателям, как спрос, товарооборот, объем продаж, прибыль. В то же время, на фоне пессимистичных планов нарастить прибыль и поднять продажи, практически 50% предпринимателей к концу года планируют увеличить цены реализации по всем товарным группам", - говорит он.

Товары и цены