Двигатели РД-180 используются для запуска американских военных и разведывательных спутников. По словам американской генеральши, производители вооружения из США восприняли "с воодушевлением возможность работать над новой программой" - имеется в виду разработка собственных двигателей с аналогичными характеристиками.
РД-180 был создан в середине 90-х годов специалистами НПО "Энергомаш" имени академика В. П. Глушко. Двигатель экологически чистый, в качестве горючего используются керосин и жидкий кислород. РД-180 - упрощенный вариант того двигателя, который сейчас используется в перспективных ракетах "Ангара". И создавался он фактически по заказу США. Американцы объявили открытый международный конкурс на разработку двигателя первой ступени для модернизированной ракеты-носителя "Атлас".
В начале 1996 года проект двигателя РД-180 НПО "Энергомаш" был признан победителем того конкурса. Его создатели упростили двигатель для "Ангары", и он все равно оказался лучшим в мире. Американские ракетчики тогда же признали, что советско-российские специалисты в проектировании двигателей на 25 лет опередили коллег из-за океана.
В 1996 году тогдашний президент России Борис Ельцин подписал указ о поставках РД-180 в США. Интересно, что в первоначальном российско-американском соглашении подчеркивалось, что эти двигатели могли использоваться только в пусках мирного назначения. Потом появилось добавление: и в пусках для государственных нужд - то есть и для Пентагона. Россия обязалась поставить в США до 2020 года 101 двигатель РД-180.
Впервые РД-180 был применен 24 мая 2000 года в качестве первой ступени ракеты-носителя Atlas IIA-R - модификации ракеты Atlas IIA. Буква R в названии указывала на использование двигателя российского производства. В дальнейшем ракета была переименована в Atlas III. После первого запуска провели дополнительную работу по сертификации двигателя с целью его использования на универсальном ракетном модуле основной ступени ракеты Atlas V.
Американцы провели полный цикл сертификационных испытаний российского двигателя на своих стендах и при реальных пусках. Остались довольны. 27 сентября 2002 года было подписано лицензионное соглашение на экспорт в США полного комплекта конструкторской, технологической и испытательной документации по двигателю РД-180.
С помощью своих ракет, на которых использовались российские двигатели, Пентагон вывел на орбиту немало космических аппаратов военного назначения. Использовали его и для мирных пусков. Интерес к двигателю проявили те частные компании, которые сейчас активно работают в США по гражданской космической тематике. РД-180 позволял им экономить огромные денежные средства. Ведь на разработку собственного аналога потребовалось бы не менее миллиарда долларов, что неизбежно привело бы к удорожанию нового двигателя. А тут - готовый, приемлемый по цене и очень надежный продукт с отличными характеристиками.
Однако именно это как раз и не устраивало те американские корпорации, которые задействованы в ракетостроении и давно привыкли кормиться от безграничного бюджета своего военного ведомства. Они-то и воспользовались политической конъюнктурой, надавили на Пентагон и, похоже, получили ожидаемый результат.
Как сообщается, комитет по делам вооруженных сил сената США уже выделил 100 миллионов долларов на разработку нового ракетного двигателя, который станет альтернативой российскому. По данным агентства Bloomberg, разработка ракетного двигателя может обойтись США в 1,5 миллиарда долларов и занять до шести лет.
По словам Павликовски, разработкой собственных двигателей могут заняться предприятия, входящие в известные гиганты американского ВПК - Boeing и Lockheed Martin.
Первый пуск ракеты с новым двигателем ожидается не ранее 2019 года. При этом, что интересно, американцы вовсе не хотят разорвать соглашения по РД-180 немедленно. Они пока готовят "план отказа от российских ракетных двигателей". Понимают, что возникшую брешь ничем не закроешь. Ну нет у Пентагона аналогичных двигателей, и ничего с этим не поделаешь.