Эльмира Ибразимова, глава счетной палаты КР
Чтобы было понятнее, я объясню на примере энергетического сектора страны. В 2014-м СП завершила анализ финансово-хозяйственной деятельности энергоотрасли за последние четыре года. Аудиторское заключение уже прошло утверждение на внутриведомственном совете и было направлено в правительство и парламент, а по отдельным фактам материалы ушли в Генеральную прокуратуру и Антикоррупционную службу Государственного комитета национальной безопасности (АКС ГКНБ).
Почему я хочу остановиться именно на аудите энергетических компаний? Счетная палата ежегодно отчитывается перед законодателями о проводимых проверках деятельности отдельных энергетических объектов. Мы рассказываем о нарушениях. Энергетики обещают все исправить, но ситуация снова повторяется.
Перейду к конкретным фактам. По результатам проверки правильности освоения бюджетных средств, выделенных на строительство ОАО "Камбаратинская ГЭС-2", выявлены нарушения на сумму один миллиард 342 миллиона сомов. Большая часть - существенное завышение стоимости выполненных работ.
Если помните, зимой 2009 года для создания плотины Камбаратинской ГЭС-2 на реке Нарын был произведен крупномасштабный взрыв. Установлено, что более половины из 681 миллиона сомов было при этом потрачено впустую. То есть фактически на эту сумму завысили стоимость выполненных работ. И это же повторяется и сейчас при грузоперевозках, строительных и других работах.
Другая проблема - закупка оборудования, которое потом годами лежит на складах.
Так, целью освоения кредита "Реконструкция систем энергоснабжения и центрального отоп-ления" была покупка и эксплуатация соответствующего оборудования. Однако при проведении проверки на складах ТЭЦ обнаружили невостребованные товарно-материальные ценности. Между тем задолженность ОАО "Электрические станции" по этому кредиту в 2013 году составила 373 миллиона сомов.
Такая же ситуация и с кредитом "Срочная помощь энергетическому сектору". Выделили 11 миллионов долларов, которые должны были пойти на приобретение запасных частей и агрегатов. Результаты аудита использования этих средств превзошли все негативные ожидания.
Вот, например, контракт, заключенный еще в 2008 году между ОАО "Электрические станции" и ОАО
"Четра-проммаш" на поставку товарно-материальных ценностей. Оплата за них произошла в полном объеме, но сами детали до сих пор находятся на складах ТЭЦ Бишкека. В общем, деньги выделяются, продукция проплачивается, а затем бесполезно лежит.
Материалы по следующему факту мы передали в АКС ГКНБ. Дело в том, что по результатам тендера отобранный министерством энергетики КР победитель поставил в ОАО "Востокэлектро" 300 железобетонных опор на четыре миллиона сомов. Товар оказался непригодным к эксплуатации, а ОАО "Востокэлектро" будет погашать этот кредит до 2031 года.
В филиалах ОАО "Электрические станции" в общей сложности числится неликвидная продукция на сумму 94 миллиона сомов.
Отдельно хочу остановиться на процедуре списания топливных расходов. Как выяснилось, в республике до сих пор нет методики, как правильно это делать. Соответственно невозможно точно рассчитать, сколько
топлива приобретать в будущем. То есть энергетики приводят свои ничем не обоснованные расчеты на покупку угля или мазута, деньги на это выделяются из бюджета, а как потом это топливо расходуется, никто не знает.
На мой взгляд, первопричинами выявленных нарушений в энергетической отрасли являются слабые менеджмент и политика по управлению финансами со стороны министерства энергетики и промышленности КР и Фонда по управлению государственным имуществом.
Однако хочу отметить, что энергосектор не единственный, где были выявлены подобные нарушения. Такая ситуация наблюдается практически во всех министерствах и ведомствах.
В системе минобразования, конкретно в Сулюктинском районе Ошской области, аудиторы Счетной палатой выявили финансовые нарушения на сумму более 16 миллионов сомов. Должностные лица отдела образования подделывали подписи получателей и по фиктивным платежным ведомостям списывали денежные средства. Размер растрат и хищений составил более трех миллионов сомов. Отмечены также факты нецелевого использования бюджетных средств почти на миллион сомов.
В одном из территориальных подразделений минздрава вообще был выявлен вопиющий факт. Баткенская областная объединенная больница закупила через тендер стиральную машину за три миллиона сомов, гладильный аппарат за миллион. Цену, как выяснилось, завысили в несколько десятков раз!
Учитывая перечисленные случаи, можно сделать вывод, что причины, порождающие коррупцию и мошенничество при проведении государственных закупок, в госучреждениях не искореняются, а принимаемые меры не приносят желаемого результата.
К сожалению, мы подсчитываем убытки только после того, как уже произошли финансовые нарушения. Почему так происходит? Из-за того, что у чиновников есть возможность использовать пробелы в законодательстве. Прекратить это можно будет тогда, когда они не смогут оказывать прямого влияния на принятие тех или иных решений, - законы должны быть точными и ясными.