Андрей Соколов расскажет о позиции Карла Маркса и его современников к британской политике по отношению к России в XVIII веке.
Статья о новой книге Елены Лаврентьевой познакомит нас с первым массовым выездом российских туристов в Британию в конце XIX - начале XX века.
"Сравним перелет современного туриста в Хитроу и рейс на пароходе (стоимость 60 рублей 50 копеек, включая услуги лакея) из Петербурга столетней давности, и мы поймем, что речь идет о разных мирах". Англичанки из путеводителя Н. Лагова (текст которого лег в основу повествования Лаврентьевой) имеют склонность кидаться на мужчин и шантажировать русских туристов. "Вагоны зимой согреваются грелками с горячей водой. При этом все здания в Лондоне покрыты черной копотью. Сажа лезет вам в рот, нос, глаза, и вам уже трудно становится дышать". Отсутствие отопления в виде русской печи также удивляло путешественников, сообщавших, что англичане предпочитают прятаться от холода под несколькими одеялами. Поражало русских и появление на улицах первых автомобилей. При этом вызывала уважение строгость английских законов за превышение скорости. Действительно, в 1909 году "автомобили и велосипеды причинили 2133 несчастия, а лошадиной тягой было вызвано всего 85 и ни одного смертельного".
Вызывал уважение и английский городовой, эта "плечистая фигура в синей форме, но без шпаги, сабли и револьвера": "не кричит ни на кого, не ругается, не пускает в ход своих кулаков, но в совершенстве владеет улицей". Шок у высокопоставленных путешественников из российской глубинки могло вызвать и женское курение.
Туристы с удивлением отмечали, что в Англии нет определенного этнического типа и что рыжие, а также долговязые мужчины составляют не такой уж большой процент населения.
Обращали на себя внимание и нищета и большое количество побирающихся.
Российские путешественники были поражены разнообразием рекламы, в том числе весьма необычной. В книге Лаврентьевой описывается эпизод, когда зрители приходят в театр, садятся на первый ряд, снимают шляпы и... становится видно, что на бритых головах у них - реклама новейшего лосьона".