Тендер еще не закончен. Однако украинские СМИ уже подводят итоги: в частности, портал Gazeta.ua опубликовал материал, из которого следует, что КВСЗ якобы обеспечил себе победу в конкурсе благодаря личной договоренности, основанной на специфических отношениях с его устроителями. Проще говоря, "отблагодарили" в лучших российских традициях.
Эйфорию местных СМИ вызывает тот факт, что заказ получен на фоне натянутых отношений между странами. "Получение денежных средств из российского бюджета в рамках заказа положительно скажется на страдающем от острейшего дефицита бюджете страны", пишет Gazeta.ua.
У российской стороны возможное участие Крюковского завода вызывает настороженность. Один из рисков эксперты видят в том, что оплата продукции КВСЗ в рамках реализации заказа - а по факту это государственные деньги РФ, - может быть использована для финансирования боевых действий в Восточной Украине.
Тем не менее это правда: за счет получения заказа КВСЗ действительно рассчитывает серьезно поправить собственное финансовое положение, оставляющее желать лучшего. За истекший год на заводе прекратился выпуск пассажирских вагонов, на 66% упал выпуск грузовых. Предприятие увольняет персонал: уже более 1000 человек оказались на улице. Главный государственный перевозчик - "Укрзализныця", ранее обещавший масштабные заказы, сегодня отказывается называть конкретные даты, когда они могут поступить.
Ситуация на КВСЗ ухудшилась и после введения со стороны России запретов на импорт грузового подвижного состава с Украины - в связи с низким качеством комплектующих и регулярными авариями. Наша страна была крупнейшим рынком сбыта для продукции завода. Сегодня машиностроительное предприятие, которое ранее почти единственное в Европе выпускало и грузовые, и пассажирские вагоны, практически лишено заказов.
Причины, по которым Россия запретила ввоз вагонов производства Крюковского ВСЗ, серьезны по меркам любого времени. Еще до осложнения межгосударственных отношений участились случаи схода с рельсов вагонов, элементы шасси которых - боковая рама тележки - были произведены на Кременчугском сталелитейном заводе, основном поставщике КВСЗ. Украинские предприятия попали под пристальное внимание российских контролирующих органов после нескольких аварий грузовых составов в начале 2011 года. Чуть позже были приняты меры к предотвращению подобных ситуаций: приостановлено действие сертификата КВСЗ для целого ряда грузовых вагонов. Вместе с тем эксперты отмечают, что грузовые тележки производства Украины по-прежнему используются на территории России нелегально.