В августе "Мособлкапитал" продал переданную на его баланс Республиканскую финансовую корпорацию (РФК) со всеми ее дочерними и зависимыми структурами за 750 тыс. рублей. О вызвавшей много вопросов сделке и дальнейшей судьбе "Мособлкапитала" рассказывает его генеральный директор Антон Треушников.
Антон Михайлович, продажа "Мособлкапиталом" Республиканской финансовой корпорации (РФК) активно комментировалась в СМИ. Эксперты удивлялись короткому сроку между получением актива и его продажей и сравнительно низкой цене. Прокомментируйте, пожалуйста, чем были обоснованы и сама сделка, и столь быстрые сроки ее проведения.
Антон Треушников: Большая часть компаний РФК не получала выручки, не говоря уже о прибыли. Даже внешнеориентированные структуры нельзя назвать самостоятельными, поскольку они не могли успешно функционировать вне замкнутой системы холдинга.
Низкодоходными следует признать и принадлежащие РФК объекты недвижимости. Их балансовая стоимость переоценена по отношению к рыночной, что привело к завышенным издержкам по налогу на имущество и не компенсировалось доходами от сдачи помещений в аренду.
Как сложилась продажная цена РФК в 750 тыс. руб., ведь за столь короткий срок невозможно провести детальную оценку всех активов?
Антон Треушников: Уверен, что сведений о состоянии активов корпорации, полученных за время осуществления санации Мособлбанка, было достаточно для того, чтобы характеризовать цену данной сделки как более чем адекватную.
Стоимость ОАО "РФК" на 98% складывалась из стоимости акций Мособлбанка, находящихся на балансе корпорации. Так как стоимость Мособлбанка на момент санации стала отрицательной, то, соответственно, и стоимость ОАО "РФК" стала отрицательной, особенно учитывая кредитную нагрузку ее активов. Как выяснилось, практически все объекты недвижимости уже были заложены под кредиты третьим лицам в том же Мособлбанке. На компаниях группы РФК висели еще и технические кредиты на 70 млрд рублей, которые были использованы для восстановления вкладов на балансе Мособлбанка.
Особо отмечу ОАО "РСК" и ОАО "РАМфин". Эти организации, если я не ошибаюсь, заявили, что в прошлом году были прибыльными. Однако мы уже проинформировали следственные органы о том, что они являлись, по нашим данным, не только убыточными, но и имеют значительную внешнюю кредиторскую задолженность, погасить которую кредиторы сейчас пытаются через суд.
Цену сделки определило предложение ООО "Новая финансовая республиканская корпорация" (НФРК). Так как к нам больше никто не обратился, мы и продали за эту сумму.
В СМИ сообщалось об открытом письме А. Мальчевского, где он выражал готовность "при необходимости лично вернуть средства всем вкладчикам". Ведете ли вы переговоры с г-ном Мальчевским сейчас?
Антон Треушников: Нет. Более того, г-н Мальчевский отказался нам передавать, например, ООО "Финхолком", на балансе которого находится легендарный конный парк "Русь" и иные активы без обременений.
Если сейчас посмотреть на сайт "Финхолкома", создается впечатление, что бывшие собственники начали все заново. Уже появились "Новая клиника", ломбард "Залоговый дом", туристическое агентство "Позитив-тур", транспортно-логистическая компания "Фаэтон", букмекерская контора "Квадрат" и т.д. "Финхолком" предлагает крупнейшим банкам поддержку по построению сети... В составе консорциума "Финхолком" не хватает только банка, но, видимо, его приобретение не за горами.
Похоже, бывшие собственники Мособлбанка как ни в чем ни бывало строят новый холдинг по тому же образцу. По моему мнению, это является вызовом здравому смыслу и не только...
Ситуация представляется мне вопиющей, учитывая колоссальный объем средств - более 100 млрд руб., - которые ЦБ вынужден был выделить на санацию банка.
Есть ли у вас основания предъявлять претензии бывшим владельцам Мособлбанка? В СМИ сообщалось о добровольном согласии семьи Мальчевских на проведение санации.
Антон Треушников: К сожалению, гражданско-правовые механизмы по возврату выведенных активов отсутствуют. Но в рамках уголовно-правового поля мы, безусловно, будем выступать потерпевшей стороной и предъявлять гражданские иски. Может быть, бывшие владельцы Мособлбанка рассчитывали, что санация избавит их от уголовного преследования? Но если так, то они забыли, что санация избавляет только от обвинения в преднамеренном банкротстве из-за отсутствия самого факта, а ответственность за хищения и мошенничество никто не отменял.
Как вы представляете себе деятельность "Мособлкапитала" в ближайшем и отдаленном будущем?
Антон Треушников: ООО "Мособлкапитал" было создано в первую очередь с целью консолидации и управления непрофильными активами санируемого банка, но наша компания не планирует покидать рынок после выполнения поставленных в этой сфере задач.
В ходе реализации основного направления деятельности сложилась профессиональная и надежная команда, потенциал которой не исчерпан и требует дальнейшего развития. В настоящее время "Мособлкапитал" согласовывает концепцию и стратегию своего развития, в основном мы планируем заниматься достройкой объектов, находящихся на балансе санируемых банков, а впоследствии их эксплуатацией.