14.10.2014 00:03
Культура

В музыкальном театре Покровского поставили оперу Бетховена

В Театре Покровского поставили оперу Бетховена
Текст:  Ирина Муравьева
Российская газета - Федеральный выпуск: №234 (6506)
В музыкальном театре им. Б.А. Покровского прошла премьера оперы Людвига ван Бетховена "Леонора". Известная по поздним версиям как "Фиделио", эта единственная опера Бетховена впервые поставлена в России в первом авторском варианте 1805 года. Инициатор проекта и музыкальный руководитель - Геннадий Рождественский.
Читать на сайте RG.RU
Австралийская опера отказалась от "Кармен" из-за сигаретного дыма

Так совпало, что в этом году в Москве прозвучали обе партитуры, написанные Бетховеном для театра: балет "Творения Прометея" в исполнении Владимира Юровского и ГАСО им. Е.Ф. Светланова и опера "Леонора"("Фиделио"). Сам факт исполнения этих партитур эксклюзивен, поскольку даже бетховенская опера, к которой не раз обращались крупнейшие дирижеры ХХ века: Бруно Вальтер, Вильгельм Фуртвенглер, Герберт фон Караян, Отто Клемперер, Карл Бем, а из российских - Александр Мелик-Пашаев, исполнялась в сокращенной версии "Фиделио". Геннадий Рожественский открыл для российской публики подлинную бетховенскую драматургию, очищенную от трансформаций и купюр. В результате спектакль в Театре Покровского обрел полновесный трехактный объем (вместо 2 действий "Фиделио") и новый оркестровый масштаб. Следуя бетховенскому пафосу обличения тирании и героизации борцов за общественную справедливость, постановщики спектакля режиссер Михаил Кисляров и художник Виктор Вольский переместили действие оперы из тюремных застенков XVII века, шокировавших оперную публику времен Бетховена, в пространство, ставшее символом насилия ХХ века, - лагерную зону. Образ ее - массивная, под колосники, металлоконструкция из лестниц, решеток, люков. Здесь и развернулось оперное действо с участием узников, диктаторов, тюремщиков и борцов за справедливость. Губернатор Пизарро (Алексей Морозов) оказался в спектакле злодеем, персонифицирующим Берию, а также, меняя головной убор, Наполеона, Муссолини, нациста, энкавэдэшника. Этому мастерски "лающему" арии персонажу противостоит благородный Флорестан (Игорь Вялых) в окровавленной рубахе и хор узников - все подбитые, взлохмаченные, в крови и кандалах. В партитуре узники характеризуются исключительной красоты ораториальными хорами, противостоящими жутковатой, нагнетающейся литаврами теме тирании, сопровождающей выходы Пизарро. Противостояние - главная коллизия спектакля, где поверх музыки несутся поэтические строки "Гамлета" Бориса Пастернака из "Доктора Живаго". А персонажи бетховенской оперы "осваивают" многоярусную металлоконструкцию, заменившую им и тюремные застенки, и сад, и домашний интерьер. Охранник Жакино (Борислав Молчанов) бурно охаживает на лестницах дочку начальника тюрьмы Марселину (Олеся Старухина), узников бьют головой о решетки солдаты в нацистской форме. Леонора в исполнении Татьяны Федотовой - женственна, невзирая на обмундирование, энергична и убедительна в вокале. Правда, ее долгожданная встреча с мужем Флорестаном оказалась трагической. Режиссер отправил их на тот свет. Там, в вечности, они и спели свой радостный дуэт. Там же восторжествовала и общественная справедливость: тирана наказали, а узники с чисто бетховенским монументализмом исполнили ликующий хор "Сияет нам свободы свет!". Тема его не потускнела.

Музыкальный театр