В Таллин директор Института этнологии и антропологии имени Н.Н. Миклухо-Маклая РАН и академик-секретарь отделения историко-филологических наук РАН был приглашен, чтобы выступить на заседании международного медиа клуба "Импрессум". Но вместо этого российскому академику пришлось пройти унизительную процедуру депортации и провести ночь в транзитной зоне аэропорта. О том, что произошло в Таллине, Валерий Александрович рассказал корреспонденту РГ.
Валерий Тишков: Я узнал о том, что мне запрещен въезд в страну на паспортном контроле, когда подал документ в будку. Через минуту ко мне подошел офицер погранслужбы и отвел меня в отдельную комнату, где еще раз проверил по компьютеру и сказал, что мне запрещен въезд на территорию Эстонии.
Вам объяснили запрет на въезд?
Валерий Тишков: Сотрудник погранслужбы дал мне справку, в которой было указано, что причина - это решение МВД Эстонии от 9 октября о запрете въезда. И он сказал, что на сайте МВД должны быть указаны причины отказа, но сам он ничего не знал.
Что случилось потом?
Валерий Тишков: После этого сотрудник погранслужбы помог мне выйти под его контролем в общий зал, где я встретился с организаторами, мы поменяли обратный билет на ближайший рейс в Москву. Затем сопровождающие отвезли меня в закрытую транзитную часть, разместили в гостинице для депортированных. Комната, в которой я ночевал, стоила 100 евро. Но расходы эстонская сторона на себя не взяла, платили организаторы.
Что могло стать причиной решений эстонских властей?
Валерий Тишков: Этому может быть два объяснения. Первое - это организаторы мероприятия. Их гостям, например заместителю директора института стран СНГ Жарихину, уже отказывали во въезде. Может быть, в Эстонии просто не хотят, чтобы подобные встречи проходили. Или же дело в моей позиции по вопросам этнической политики в Балтии, прежде всего в Латвии и Эстонии. Хотя она и не является политизированной и критичной, тем не менее все эти 20 лет я не одобрял решение о нулевом принципе предоставления гражданства, выступал за введение официального двуязычия. В Эстонии очень нервно реагируют на все, что не совпадает с линией государственной политики в вопросах национального строительства, национальном вопросе, политики в отношении меньшинств. Хотя я считаю, что с их стороны в отношении финно-угорских народов творится просто безобразие. Они изобрели этот миф о геноциде финно-угорских народов в России. Они приезжают изучать северные народы, и у нас с ними есть контакт. Согласны мы с их позицией или нет, довольны или нет, мы никогда не запрещали их ученым въезд. Но, видимо, они хотят паритетного ответа, чтобы их ученые не занимались финно-угроведением.
Как раньше строилось сотрудничество с эстонскими коллегами?
Валерий Тишков: Сотрудничество строилось непросто начиная с 1991 года. Идеальным оно не было: у них своя позиция, и она расходится с нашей. Тем не менее в прошлом году при участии эстонских и латышских ученых мы издали большую книгу "Этническая политика в странах Балтии" с моей вводной статьей. В этой поездке я даже хотел пригласить эстонских коллег на XI Конгресс этнологов и антропологов в Екатеринбурге в июле 2015 года, рассчитывал выяснить, какой профильный институт занимается этнологией и социально-культурной антропологией. Но ничего не получилось. Это какая-то мелочная злоба.
Для организаторов выступления российского академика в Таллине происшествие в аэропорту стало не меньшим потрясением. Как пояснил один из соучредителей международного медиаклуба "Импрессум" Игорь Тетерин, только задним числом выяснилось, что информация о запрете на въезд для Валерия Тишкова была опубликована на сайте министерства внутренних дел Эстонии. Но эта информация на эстонском и на английском языках. Общего списка нет. Перечень обновляется нерегулярно. То есть чтобы узнать, что ты в списке, надо сидеть и отслеживать, когда в каком-то углу появится сообщение о запрете. "Они повели себя крайне неприлично, - отметил Тетерин. - Старшие европейские товарищи, когда объявляют санкции, хотя бы делают это публично: называют фамилии людей, которым нельзя ездить. Эстонские же власти делают это подло, исподтишка".
Кроме того, организаторы встречи рассказали, что по словам пограничной службы решение эстонского МВД якобы можно обжаловать. Однако сам факт того, что академика приравняли к невъездным махинаторам и преступникам, является оскорблением не только для ученого, но и для приглашающей стороны и для России в целом.
"Это не первый случай и, я думаю, не последний, - с сожалением отметил Тетерин. - Но самое печальное заключается в том, что они перегибают палку доморощенных санкций против представителей российской науки и интеллектуальной элиты. Они ниспровергают базовые принципы, на которых зиждется европейское общество, - это свобода слова, свобода собраний, свобода передвижений, свобода печати... Страна опускается во мрак тоталитаризма".