Первое - утверждает единую методику определения размера расходов на восстановительный ремонт транспортного средства. А второе - правила проведения независимой технической экспертизы.
Благодаря этим двум документам у экспертов-техников, которые проводят экспертизу автомобиля после аварии, останется минимальный коридор для маневров по корректировке затрат на ремонт.
Ведь большинство споров между автовладельцами и страховщиками по "автогражданке" были именно из-за крайне низких выплат по страховке, по которым не только бампер, лампочку в фаре поменять сложно.
На какие только ухищрения не шли страховщики, чтобы недоплатить автовладельцу. Наиболе популярной уловкой было посчитать, например, замену крыла без снятия бампера, поворотников, накладок. То есть сэкономить деньги на работах по ремонту. Их водитель оплачивал из собственного кармана.
В огромном числе случаев споры между автовладельцами и страховыми фирмами не только доходили до суда, но и превращались в долгоиграющие многоступенчатые процессы. Люди тратили время и деньги, добиваясь справедливой выплаты. Кстати, такие судебные процессы приносили ущерб и самим страховщикам. Требовались немалые судебные издержки, оплата экспертов.
Теперь благодаря новой методике выплаты по гражданке должны стать как минимум справедливыми. Причем в качестве расчетов в скором времени сможет убедиться любой автомобилист.
Проект единой методики разрабатывался в течение года Союзом автостраховщиков с привлечением тех же экспертов-техников, а также представителей министерства транспорта и общественных организаций, защищающих права автомобилистов.
Напомним, что еще 11 лет назад создать такую методику правительство поручило министерству транспорта. Однако спустя десятилетие она так и не появилась.
В результате на рынке существует аж целых пять методик, согласно которым эксперты считают стоимость восстановительного ремонта.
Разница в суммах, которые выдавали на руки автовладельцу, в зависимости от применения того или иного подхода могла отличаться в разы.
Поэтому автомобилисты, получив на руки деньги, которых хватало ровно на заправку, чтобы доехать до автосервиса, толпами шли в суды.
Это не делало привлекательным автогражданку и требовало дополнительных, то есть судебных расходов от страховой компании.
Поэтому наведение порядка в сфере расчета расходов на ремонт на руку и автовладельцам, и добропорядочным страховщикам.
Итак, чем же отличается новая методика от пяти остальных? В первую очередь тем, что она обязательна для всех, кто задействован в системе ОСАГО.
По ней должны будут рассчитывать расходы страховщики и их представители, эксперты-техники, организации при проведении независимой технической экспертизы, а также судебные эксперты, при проведении судебной экспертизы транспортных средств.
Теперь о технических подробностях. Ныне существовавшие методики грешили тем, что в них не устанавливалась стоимость ремонтных работ. То есть эта сумма назначалась эмпирическим путем: брались показатели нескольких автосервисов, и из них выводилась средняя стоимость. В новой методике определен порядок расчета стоимости работ.
Кроме расходов на работы, методика предусматривает учет запчастей и расходных материалов. С расходными материалами также была проблема. К примеру, вам нужно покрасить крыло. Для этого во всех остальных методиках учитывался только расход краски на квадратный метр. Иногда расход шпатлевки. В новой методике предусмотрен комплексный подход. Если надо покрасить крыло, значит, надо демонтировать на нем все элементы, снять его, отремонтировать, зашпатлевать, покрасить. И это еще не все. При покраске активно используется скотч, чтобы защитить те элементы, на которые краска не должна попасть, прочие укрывные материалы. Так вот новая методика предполагает учет всех этих расходных материалов в деятельности ремонтных мастерских.
Отдельно надо напомнить про износ. Да, по ОСАГО ущерб считается с учетом износа автомобиля. Раньше законом было установлено, что сумма износа не может превышать 80 процентов. Теперь - 50 процентов. Было пять формул для расчета износа. Отдельно считался износ кузова, аккумулятора, подвески и прочее. Сейчас установлено две формулы для расчеты износа: одна для автомобиля, другая для шин. Дело в том, что шины составляют довольно дорогую часть автомобиля, а изнашиваются гораздо быстрее, чем все остальное. Поэтому для них просто пришлось использовать отдельную формулу.
Кроме того, на состоявшемся вчера заседании правления РСА, были утверждены справочники о стоимости запчастей, материалов и нормочаса работ. При расчете ущерба по новой методике эксперты должны будут пользоваться именно этими справочниками. В них более 80 миллионов позиций практически по всем маркам и моделям. Но начиная с 2002 года. Понятно, что именно этих моделей на дороге большинство. И именно для них расчет убытков не составит больше проблем ни для страховщиков, ни для автомобилистов, ни для судов. Для тех же машин, которым не удалось попасть в этот список, расчет стоимости запчастей будет производится по старинке. То есть по средней цене по рынку. Напомним, что на этом этапе довольно часто эксперты мухлевали: брали непонятные данные о цене у двух, трех компаний, которые быстро куда-то пропадали с рынка, делили на два или три, и стоимость запчасти выходила в два или три раза дешевле того, что можно было действительно купить на рынке.
Зато, как утверждает председатель комитета по независимой технической экспертизе РСА Сергей Дорофеев, сейчас уйдет в прошлое практика, когда страховщики отказывались представлять пострадавшему расчеты убытков. Если все будут считать по одной методике и пользоваться одними ценами, скрывать что-либо не будет иметь смысла.
Справочники начнут действовать уже с первого декабря. Сейчас они только утверждены правлением РСА. Теперь их предстоит подать на регистрацию в Роспатент. И только после этой регистрации они будут внедряться в те программные продукты, которые используют эксперты-техники, сервисные станции, а также судебные эксперты. Платы за это дело РСА брать не будет. Но использовать именно эти документы все компании будут просто обязаны. Обновляться данные в этих справочниках будут как минимум раз в полгода. Но в РСА надеются, что со временем обновлять их данные можно будет в режиме онлайн.
Также начиная с 1 декабря на сайте РСА появится возможность любому владельцу самостоятельно рассчитать примерный ущерб, причиненный его автомобилю. То есть появится некий калькулятор с доступом к справочникам. Но это будет лишь примерный расчет. Потому что назначение того или иного ремонта - дело эксперта. Вряд ли обычный автомобилист поймет, какую покраску должен применять автосервис из пяти возможных вариантов.
Старые методики тоже из жизни не уйдут. Их будут применять в тех случаях, когда они не противоречат единой методике. Не все моменты удалось учесть сразу и безоговорочно в новом документе. В нем есть пробелы, которые можно будет восполнять при помощи старых методик.
Еще один важный момент новой методики - эксперты должны будут не только устанавливать причины происшествия, но и обстоятельства. Эти слова мало о чем говорят. Но по факту определяют довольно многое. То есть эксперт должен будет оценить, получил ли то или иное повреждение автомобиль именно в этой аварии. Сергей Дорофеев напомнил: о том, как в справку о ДТП вписываются повреждения, никому рассказывать не надо. Поэтому именно в этой области работа эксперта-техника будет крайне важна.