На реализацию соответствующего закона, вступившего в силу 1 января прошлого года, сейчас у военных просто нет денег. "В связи тем, что в бюджете на 2014-й и последующий двухлетний период не было предусмотрено целевое выделение средств на обеспечение мобрезерва, его формирование переносится по крайней мере до 2016 года", - сказал корреспонденту "РГ" первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Николай Федоряк.
Напомним, что ранее главный думский оборонщик адмирал Владимир Комоедов объяснил, как планировалось профинансировать эту программу из бюджета военного министерства. В нынешнем году на нее должны были потратить около 279 млн рублей, в 2015-м - более 288 млн рублей, в 2016 году - почти 325 млн рублей. "Это - сравнительно небольшие средства, которые минобороны, я считаю, вполне может обеспечить за счет собственных резервов", - утверждал депутат и, похоже, ошибся в прогнозах.
Отсутствие необходимых средств явилось причиной того, что генералам пришлось повременить даже с кадровым экспериментом в Вооруженных силах, предваряющим формирование в стране полноценного мобрезерва. За два года Генштаб хотел укомплектовать в одном или нескольких военных округах "партизанские" части общей численностью 9 тысяч человек. От успеха или неуспеха этой операции зависел следующий шаг - набор с 2015 года резервистов для других силовых ведомств. Теперь с этим набором, скорее всего, придется повременить.
Понятно, что в таких условиях недавно распространенное в СМИ известие, будто в каждом военном округе подготовят свою резервную армию, выглядело по меньшей мер, странно. Сенатор Федоряк назвал эту новость очередной газетной "уткой". А первый заместитель начальника Главного организационно-мобилизационного управления Генштаба Евгений Бурдинский объяснил, что проводимые с августа по октябрь военные сборы военнослужащих в запасе нельзя принимать за организацию людского мобилизационного резерва. "Это - совершенно разные понятия. Институт мобрезерва в стране пока не введен из-за отсутствия нормативно-правовой базы", - заявил генерал в эфире одной из радиостанций.
Между тем закон совершенно четко трактует порядок формирования в нашей стране мобилизационного людского резерва и мобилизационного людского ресурса. К первым будут отнесены военнослужащие запаса, добровольно подписавшие контракт, обязывающий их по первому зову вернуться в армейский строй. Чтобы заинтересовать "партизан" подобной службой, вне не зависимости от того, работают они на гражданке или в данную минуту находятся в воинской части, резервистам ежемесячно станут выплачивать определенную сумму. Кроме того, для них предусмотрели дополнительные выплаты, в частности районный коэффициент и ежемесячную надбавку за непрерывное пребывание в резерве - от 10 до 50 процентов военно-должностного оклада. Законом предусмотрены и другие преференции, в частности единовременная выплата при заключении нового "резервного" контракта.
Что же касается мобилизационного людского ресурса, то пребывание там дополнительных денег людям не принесет. Они по-прежнему останутся военнообязанными, но вызывать на армейские сборы их станут реже, чем штатных резервистов. А во время "Ч" поставят под ружье во вторую очередь.