Это решение принималось нами в особых условиях. Мы видим, что, к сожалению, социально-экономическая ситуация во всем мире серьезно ухудшилась. Сказывается экономический кризис.
В этой ситуации государство могло бы пойти тремя путями.
Первый путь, который зачастую предлагают левые популисты, - допечатать деньги и форсировать исполнение социальных и иных обязательств. Путь крайне рискованный и, в конце концов, безответственный по отношению к гражданам России. Деньги в скором времени обесценились бы, и формальный рост заработных плат и пенсий оказался бы обманом. Высокий уровень инфляции в таком случае не позволил бы предприятиям получать кредиты и, следовательно, оставил бы их без необходимых оборотных средств, тем самым подорвав возможности российской экономики.
Второй путь, который предлагают наши либеральные оппоненты, - это урезание всего и вся, в том числе и социальных обязательств государства во имя экономии и во имя интересов частного бизнеса. Идти по этому пути было бы не только крайне жестоко в отношении людей, но и непродуманно с точки зрения перспектив экономического роста. Ведь в конечном итоге основным потребителем товаров и услуг на российском рынке являются наши граждане, и от их платежеспособности, то есть от сохранения нормального уровня доходов, зависят возможности будущего роста экономики.
В этих обстоятельствах правительство Российской Федерации и парламентское большинство выбрали оптимальный путь - взвешенный, серьезный и честный подход, который исключает чрезмерные траты бюджета, но в то же время полностью сохраняет все социальные обязательства. Ни от одного обязательства мы не отказались. Более того, все социальные выплаты проиндексированы.
В следующем году предполагается увеличить средний размер страховой пенсии на 837 рублей, и она составит 12 045 рублей 80 копеек, а средний размер социальной пенсии - на 901 рубль 70 копеек, и она достигнет 8 479 рублей. Это при том, что Россия отказалась, в отличие от некоторых других стран, от повышения пенсионного возраста и продолжает в полном объеме выплату пенсий работающим пенсионерам.
Очень важно, что в бюджете сохраняются специальные целевые средства Пенсионного фонда на социальные программы: такие, как улучшение условий проживания в домах престарелых, газификация хозяйств одиноко проживающих пенсионеров. На эти цели заложен миллиард рублей.
Минимальный размер оплаты труда индексируется федеральным бюджетом на уровень, превышающий инфляцию, и составит почти 6 тысяч рублей. При этом мы считаем, что необходимо реализовать цель, поставленную министерством труда и социальной защиты, и довести МРОТ к 2018 году до уровня не ниже прожиточного минимума.
Кроме того, наш комитет сделал ряд предложений по корректировке бюджета с целью усиления социальной поддержки отдельных категорий граждан, в первую очередь инвалидов. Речь идет о поддержке специализированных учреждений, оказывающих помощь людям с ограниченными возможностями и их семьям, предприятий, использующих труд инвалидов, а также об улучшении санаторно-курортного обслуживания нуждающихся. Мы надеемся, что эти и другие наши предложения будут рассмотрены Государственной Думой во втором чтении.