Причем это будет касаться не только россиян, но и практически всех стран, поскольку данные рекомендации содержатся в новых Руководящих принципах ООН и документах ОЭСР, сообщила замначальника управления Роспотребнадзора Светлана Мухина. "Конечно, это всего лишь рекомендации, но не выполнять их неприлично, - сказала Мухина. - Поэтому нам предстоит выработать стратегию совершенствования защиты прав потребителей и двигаться к созданию Кодекса потребителей".
Председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин поддерживает идею создания кодекса. Сейчас национальное потребительское законодательство представляет собой основной Закон "О защите прав потребителей", а также отдельные статьи в специализированных законах. В результате человеку бывает трудно сориентироваться, где искать ту или иную норму. В кодексе будет собрано из действующего законодательства все, что касается взаимоотношений производителя (продавца) товаров и услуг и покупателя - частного лица. Предполагается, что он будет включать общие вопросы (например, порядок возмещения морального ущерба, подсудность потребительских споров, оплата госпошлины и т.д.), специальные вопросы (правила раскрытия информации, сроки возврата денег и т.д.), а также конкретные разделы по всей потребительской тематике. Скажем, раздел "авиаперевозки", "розничная торговля", "туризм", "дистанционная торговля" и прочее. Например, вы собираетесь по путевке на курорт - открываете нужный раздел и находите ответ на любой вопрос, связанный с предоставлением туристической услуги.
Большой плюс такого документа еще и в том, что его подготовка, а также внесение поправок будут сосредоточены в одних руках. "Сейчас вопросы о защите прав потребителей всплывают в самых разных законопроектах, которые идут через разные комитеты Госдумы, - говорит Дмитрий Янин. - Это довольно сложно отследить, поэтому у нас периодически принимаются законы, которые на деле ущемляют права потребителей. А ошибки, как известно, легче предотвратить, чем потом исправлять".
Подобные кодексы, по словам представителя Роспотребнадзора, действуют в нескольких странах и хорошо себя зарекомендовали. Самый богатый опыт в этом смысле в Бразилии, где потребительский кодекс работает уже больше 20 лет. И сейчас ОЭСР и ООН предлагают распространить его на другие страны. Как сообщила Светлана Мухина, для России эта задача среднесрочной перспективы. То есть 3-5 лет.
Еще одна рекомендация международных организаций - ранжировать потребителей по степени их уязвимости. По словам Светланы Мухиной, есть три группы потребителей: обычные, у которых, как правило, всегда все в порядке; потребители, которые периодически попадают в неприятные ситуации; и потребители, которые постоянно попадают в неприятности. К последней группе чаще всего относятся пожилые люди. Считается, что такие граждане нуждаются в наибольшей защите со стороны государства. Впрочем, как должна выглядеть такая защита на практике, пока не очень ясно, в экспертном сообществе это пока активно обсуждается.