24.10.2014 00:41
Экономика

Защиту прав потребителей намерены усовершенствовать

В России будет разработан кодекс прав потребителей
Текст:  Татьяна Смольякова
Российская газета - Федеральный выпуск: №244 (6516)
Нас ожидают большие изменения в области защиты прав потребителей. В частности, закон превратят во всеобъемлющий потребительский кодекс, а самих потребителей, возможно ранжируют по степени уязвимости.
Читать на сайте RG.RU

Причем это будет касаться не только россиян, но и практически всех стран, поскольку данные рекомендации содержатся в новых Руководящих принципах ООН и документах ОЭСР, сообщила замначальника управления Роспотребнадзора Светлана Мухина. "Конечно, это всего лишь рекомендации, но не выполнять их неприлично, - сказала Мухина. - Поэтому нам предстоит выработать стратегию совершенствования защиты прав потребителей и двигаться к созданию Кодекса потребителей".

Столичный Роспотребнадзор стал принимать жалобы через интернет

Председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин поддерживает идею создания кодекса. Сейчас национальное потребительское законодательство представляет собой основной Закон "О защите прав потребителей", а также отдельные статьи в специализированных законах. В результате человеку бывает трудно сориентироваться, где искать ту или иную норму. В кодексе будет собрано из действующего законодательства все, что касается взаимоотношений производителя (продавца) товаров и услуг и покупателя - частного лица. Предполагается, что он будет включать общие вопросы (например, порядок возмещения морального ущерба, подсудность потребительских споров, оплата госпошлины и т.д.), специальные вопросы (правила раскрытия информации, сроки возврата денег и т.д.), а также конкретные разделы по всей потребительской тематике. Скажем, раздел "авиаперевозки", "розничная торговля", "туризм", "дистанционная торговля" и прочее. Например, вы собираетесь по путевке на курорт - открываете нужный раздел и находите ответ на любой вопрос, связанный с предоставлением туристической услуги.

Есть потребители, которые постоянно попадают в неприятные ситуации. Им нужна особая защита

Большой плюс такого документа еще и в том, что его подготовка, а также внесение поправок будут сосредоточены в одних руках. "Сейчас вопросы о защите прав потребителей всплывают в самых разных законопроектах, которые идут через разные комитеты Госдумы, - говорит Дмитрий Янин. - Это довольно сложно отследить, поэтому у нас периодически принимаются законы, которые на деле ущемляют права потребителей. А ошибки, как известно, легче предотвратить, чем потом исправлять".

Определен первый обладатель российского "знака качества"

Подобные кодексы, по словам представителя Роспотребнадзора, действуют в нескольких странах и хорошо себя зарекомендовали. Самый богатый опыт в этом смысле в Бразилии, где потребительский кодекс работает уже больше 20 лет. И сейчас ОЭСР и ООН предлагают распространить его на другие страны. Как сообщила Светлана Мухина, для России эта задача среднесрочной перспективы. То есть 3-5 лет.

 

Еще одна рекомендация международных организаций - ранжировать потребителей по степени их уязвимости. По словам Светланы Мухиной, есть три группы потребителей: обычные, у которых, как правило, всегда все в порядке; потребители, которые периодически попадают в неприятные ситуации; и потребители, которые постоянно попадают в неприятности. К последней группе чаще всего относятся пожилые люди. Считается, что такие граждане нуждаются в наибольшей защите со стороны государства. Впрочем, как должна выглядеть такая защита на практике, пока не очень ясно, в экспертном сообществе это пока активно обсуждается.

Товары и цены ООН Роспотребнадзор