Об этом заявил на Международной конференции "Эффективность и безопасность цепей поставок: от Лиссабона до Владивостока" вице-президент Международной федерации транспортно-логистических ассоциаций Сергей Желаннов.
Государственные органы стремятся облегчить и упростить продвижение грузов через границы. Но системного подхода и согласованности пока в действиях разных ведомств не наблюдается. С другой стороны, пробелы можно найти и в работе самих участников транспортно-логистического рынка.
"Везти груз из стран АТР в ЕС логичнее через Россию, это 20 суток вместо 45 морским путем, - заявил Сергей Желаннов. - Но предпочтение отдается длинному плечу, потому что морские линии дают гарантию, что ровно в оговоренный срок груз дойдет до адресата. А это критически важное условие для грузополучателей, поскольку на сроках поставок выстроена вся производственная логистика. Сухопутный маршрут через Россию же - практически рулетка: груз может прийти на 5 суток позже, что для получателя катастрофа, а может и на 5 суток раньше, что еще хуже. И причина срыва сроков доставки не только в фискальных барьерах, но и в безалаберности нашего логистического бизнеса".
Как выстроить систему, которая не позволяет срывать гарантированные сроки? Как вариант - создать в европейской части страны некие буферные объекты, которые сглаживали бы неравномерность поставок. Но для этого надо привлекать деньги на строительство складских терминалов. А инвестор опять-таки требует гарантии, что средства окупятся в ближайшее время.
Главным проектом, способным существенно увеличить долю России на мировом рынке транспортных услуг, является развитие Северного морского пути, считает президент Ассоциации российских экспедиторов Владимир Алисейчик.
"Наши сухопутные маршруты в обозримом времени не смогут составить заметную конкуренцию океанским линиям, - заметил он. - Слишком много факторов здесь работает против них. Проект закона о транзите рассматривается уже 12 лет. Организацию транзита регулируют 16 структур, не неся за него никакой ответственности. При этом уже несколько лет работает транзит через Россию и Казахстан из Китая в Германию, а это альтернатива Транссибу. Идет активная работа по созданию Китаем нового маршрута, который пойдет уже в обход и Казахстана через Среднюю Азию с выходом на Иран и Турцию".
В этой ситуации стоит самое пристальное внимание обратить на закрепление наших позиций на Севморпути. Если в 2012 году по нему прошло 25 судов, то на этот год заявлен проход уже 600 судов. Проход по этому маршруту дешевле и быстрее, чем по основным сегодняшним морским коммуникациям, нет опасности нападения пиратов. Но России надо существенно активизировать уже начатую работу по закреплению наших позиций в Арктике. Ведь сегодня у нас никаких эксклюзивных позиций там пока нет: исключительная экономическая зона РФ заканчивается в 12 милях от нашего полярного побережья. И все, что за ней, свободно для судоходства под любым флагом.