"Предприниматель (магазин) получает комиссию - разницу в стоимости цены поставщика и цен собственного магазина. Комиссия может варьироваться от 0% и до бесконечности, в зависимости от сегмента рынка и продукта", - говорит Ксения Хизова, руководитель отдела маркетинга интернет-гипермаркета "БодрееРу", преподаватель бизнес-школы "RMA".
По словам Семена Калмыкова, основателя компании Russia Dropshipping, этот формат электронной торговли появился около четырех лет назад. По его оценкам, сегодня в России около 2 тыс. предпринимателей, работающих по системе дропшиппинга, и их число в ближайший год может вырасти вдвое. Как правило, этот вид бизнеса привлекает офисных сотрудников, которые устали от нормированного рабочего дня и хотят начать свой бизнес без излишних рисков, а также фрилансеров. Стартовый капитал для дропшиппинга, по словам эксперта, составляет 40-50 тыс. рублей. Как правило, продавцы-дропшипперы начинают с реализации одежды, электроники, косметики, игрушек.
"Многие интернет-магазины сейчас для сокращения издержек переходят именно на такую систему отгрузок "с колес", - говорит Ксения Хизова. - В 2000-х годах были те же самые перекупщики, которые продавали "воздух", зарабатывая свою комиссию на поиске нужных клиентов. Последние 5-7 лет бизнес оформился в отдельное направление, появились специальные сайты - дропшипперы, которые за абонентскую плату готовы предоставлять список компаний с "вкусными" ценами для запуска бизнеса буквально в течение недели. Взрыв популярности таких сайтов был лет пять назад. Сейчас эйфория прошла, стали видны минусы в работе, появилась тенденция уже в рамках существующего бизнеса переходить на схему дропшиппинга с проверенными поставщиками и сокращать складские и товарные издержки в компании".
По мнению эксперта, дропшиппинг наиболее удобен для продажи бытовой техники, мебели, крупных спортивных товаров, строительных материалов. Для того чтобы реализовать клиенту любой из этих товаров, нужно закупить его у производителя, поставить на свой склад, выложить в своем интернет-магазине, привести клиента через один из видов рекламных каналов, продать товар.
"Дальше включается уникальный именно российский механизм работы: клиент выбрал способ оплаты наличными. Что происходит? Предприниматель потратил деньги на закупку товара, на хранение, заплатил за рекламу, оплатил работу сотруднику call-центра, сотрудникам склада и доставки. И пока предприниматель не получил прибыли. Дальше клиенту поставляется товар - и только на этом этапе предприниматель получает прибыль. И здесь существует вероятность, что клиент может отказаться от покупки в силу ряда причин: некачественная работа службы доставки, испорчена упаковка товара, не подошла цветовая гамма товара и т.д. В России клиенты привыкли платить только за фактически полученный товар, при отказе с клиента взимается только минимальная стоимость доставки, а все остальные расходы ложатся на предпринимателя", - говорит Ксения Хизова.
Для таких магазинов гораздо выгоднее заключить дропшиппинговый договор с компанией-производителем на определенные объемы закупок в месяц и сократить свои накладные расходы на аренду склада и складского персонала. Лояльные цены, позволяющие заработать на процентах посреднику-предпринимателю, достигаются определенным количеством отгрузок в месяц. Если предприниматель не выполняет свои обязательства - цены будут значительно выше, что, естественно, сократит его прибыль. "Схема совершенно не работает для fashion-сегмента, где возврат товара самый высокий по рынку", - резюмирует эксперт.
Один из подводных камней дропшиппинга - доставка. Если на каком-то этапе произойдет сбой в работе, негатив клиента будет направлен на конечного продавца, именно он должен отвечать за хороший сервис и своевременную доставку, а управлять этими процессами при этой схеме достаточно сложно.
По мнению Семена Калмыкова, такое направление бизнеса, как дропшиппинг, создает мягкий климат для старта своего бизнеса, позволяет большому количеству людей попробовать себя в бизнесе без больших потерь.
"Это очень выгодный формат ведения бизнеса для магазинов, которые имеют огромный ассортимент. Иметь на складе запасы по 25 тыс. позиций практически нереально. Работая по системе дропшиппинга, проблема наличия товаров решается автоматически, что, естественно, повышает конверсию магазина. По статистике "Яндекса", критерий "есть в наличии" является третьим по важности при совершении покупки", - говорит Ксения Хизова. Но есть и другое мнение. "При выборе магазина и принятии решения о покупке россияне часто руководствуются ценой, поэтому любая бизнес-модель, позволяющая снизить итоговую для покупателя цену, потенциально является перспективной, - говорит Марина Ерскова, руководитель практики "Управление эффективностью в местах продаж" Nielsen Россия. - Но будет заблуждением считать, что в погоне за выгодным предложением российский покупатель закроет глаза на качество или сервис, и это хорошо понимают российские ретейлеры, усилившие за последние годы работу по этим направлениям. Именно поэтому новым форматам торговли, тем более функционирующим исключительно онлайн, будет нелегко переманить к себе покупателей".