28.10.2014 00:52
Власть

Верховный суд РФ одобрил поправки в Арбитражный процессуальный кодекс

Пленум Верховного суда РФ одобрил поправки в Арбитражный процессуальный кодекс
Текст:  Ирина Колодина
Российская Бизнес-газета - : №42 (971)
Пленум Верховного суда (ВС РФ) скоро направит в Госдуму законопроект с поправками в Арбитражный процессуальный кодекс. Суд предлагает ввести в арбитражный процесс обязательный претензионный порядок урегулирования ряда споров, приказное производство и частное определение.
Читать на сайте RG.RU

Законопроектом предусмотрено обязательное соблюдение досудебного порядка урегулирования спора. То есть направить исковое заявление в суд можно будет только спустя 30 дней после направления претензии. "Так ВС РФ старается заставить стороны использовать все возможные способы разрешения конфликта, перед тем как воспользоваться судебной защитой. Инициатива весьма похвальна, но вызывает недоумение один момент: как быть в случае необходимости применения обеспечительных мер? Ведь их имеет смысл применять только в тех случаях, когда ответчик не ждет этого, иначе активы могут быть выведены в течение 30 дней", - сомневается Владислав Цепков, старший партнер адвокатского бюро "Юрлов и партнеры".

Уголовно-процессуальный кодекс дополнят термином "объективная истина"

Эти опасения разделяют и другие эксперты. "В ГК РФ в отношении некоторых видов договоров предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования споров, да и самими договорами эта обязанность зачастую предусмотрена. Но зачем дополнительно возлагать на стороны эту обязанность? Во-первых, зачастую досудебный порядок подтверждается только отправлением претензии по почте, по адресу контрагента. И все, дальше ждем и идем в суд. Но часто возникают спекуляции недобросовестного контрагента, который пытается доказать, что он не получал письма, что отправлено не по тому адресу, либо вручено неуполномоченному лицу. Если его доводы будут услышаны, это приведет к оставлению заявления без рассмотрения и затягиванию в разрешении спора. Что, в свою очередь, может привести в последующем к невозможности исполнения решения суда по причине того, что должник вывел все имущество и исчез", - говорит Диана Маклозян, глава юридического отдела консалтинговой компании Heads.

Также законопроект вводит особую и более оперативную процедуру рассмотрения денежных требований - судебный приказ. Приказы будут выдаваться только по небольшим суммам (до 300 тыс. руб. для юрлиц и до 100 тыс. руб. для ИП). И только по фактически бесспорным делам: по взысканию договорного долга, не оспариваемого ответчиком, по нотариальному протесту векселя, а также по взысканию налогов до 100 тыс. рублей.

Изменения затронули и упрощенный порядок производства. Увеличатся суммы споров, подлежащих рассмотрению в упрощенном порядке, - 400 тыс. руб. для юридических лиц и 200 тыс. руб. для ИП. Экспертам введение этой нормы кажется странной по нескольким причинам. "Во-первых, АПК РФ уже содержит норму об упрощенном судопроизводстве. Что, по сути, аналогично приказному судопроизводству в гражданском процессе. При упрощенном судопроизводстве у стороны хотя бы есть возможность предоставить свои возражения. Во-вторых, на протяжении всего времени применения судебного приказа в гражданском процессе так и не дано четкое определение, что есть спор о праве, наличие которого является основанием для судьи в отказе в выдаче судебного приказа. То есть судья сам определяет, что для него есть спор о праве, так как по сути любой спор является спором о праве. В-третьих, в случае с АПК РФ один и тот же суд рассматривает как само заявление о выдаче судебного приказа, так и выносит судебный приказ, размещает на сайте всю информацию, отслеживает сроки на обжалование судебного приказа, выдает истцу оригинал судебного приказа, отменяет судебный приказ по заявлению ответчика, рассматривает спор в рамках искового производства. Уменьшение нагрузки на суд как-то неочевидно", - отметила Диана Маклозян.

Еще одно существенное изменение касается возможности разрешить судьям арбитражных судов выносить частные определения для обращения ими особого внимания на нарушения законности со стороны госорганов. "Ранее арбитражные суды такой возможностью были обделены. Можно смело предположить, что на практике судьи делать будут это очень редко и особого влияния на бизнес-среду это нововведение не окажет. Но в особо вопиющих случаях судьи смогут с помощью таких определений "ткнуть носом" ту или иную организацию в нарушение закона, даже если эта организация вообще не участвует в судебном споре. Такое нововведение расширяет полномочия судей", - полагает Максим Лабзин, партнер группы правовых компаний "Интеллект-С".

Законопроект увеличивает всю судебную процедуру как минимум на 30 дней (это период обязательного досудебного урегулирования спора путем переговоров). "Теперь только истец во многих случаях будет лишен мобильности и оперативности и должен будет выжидать 30 дней перед тем, как идти в суд. С другой стороны, в том же законопроекте по ряду споров (на сумму до 400 тыс. рублей у юрлиц), решение, принимаемое в упрощенном порядке, будет исполняться немедленно (то есть даже до обжалования). То есть сначала будем долго запрягать, но потом быстро ехать",- отмечает Анна Грищенкова, руководитель практики по разрешению споров "ФБК Право".

Госуправление Судебная система Верховный суд