С названием населенного пункта долго не думали - поселок Вах. И в этом коротком имени, как ни странно, кроется самая суть - и с точки зрения условий жизни тоже. Тем более что удалось на собственном опыте убедиться: "коммунизм" в отдельном месте вполне возможен. Хотя и обходится, прямо сказать, недешево.
Проблемы действительно существуют, делятся в личных разговорах те вахтовики, с кем удалось поговорить во время пресс-тура.
Так, например, работница столовой посетовала, что зарплаты для обслуживающего персонала не так велики, как хотелось бы.
"Не могу сказать, что "на земле" (так в вахтовом поселке называют близлежащие крупные города) зарплаты намного больше. Но вообще они совсем небольшие, и денег хватает не на все", - рассказала она.
Со столовой, кстати, все и началось.
Удивило то, что на входе в обеденный зал нас встречала "скульптурно-гастрономическая" инсталляция под названием "Золотая осень", в которой бок о бок лежали овощи, фрукты и осенние листья.
Честно говоря, это очень напомнило известную историческую постановку под названием "потемкинские деревни". И лишь аккуратные расспросы рабочих показали, что это не так. "Устраивают такое к праздникам иногда, и к смене сезонов, по весне, по лету. И вот, видишь, по осени", - рассказал мне один из них.
Вторую дозу удивления мы получили на кассе. Когда чай, салат, первое и второе (причем не "куриными", а нормальными, мужскими, порциями) обошлись в сумму 110 рублей с копейками, самые голодные коллеги-журналисты из пресс-тура задумались о второй порции.
Впрочем, выяснилось, что цена вкусного обеда - далеко не акт доброй воли и благотворительность.
"Себестоимость, конечно, выше, набор блюд "за 100" на самом деле стоит 300 рублей, а разницу в цене нам компенсирует заказчик", - делится со мной Матфей Метаковский. Он - заместитель коммерческого директора по региональным продажам группы компаний "КорпусГрупп", которая как раз такое питание и организует. И не только его, а вообще - весь быт.
Зачем компенсирует? Ответ понятен, считают в компании - если человек хорошо работает, то он должен и хорошо питаться. Тем более что условия труда на месторождениях далеко не курортные. В результате за 300 рублей на столах у рабочих нефтепромысла не банальные "гречка с тушенкой", а самые настоящие разносолы.
Кстати говоря, нечто похожее мне удалось увидеть и в прошлом году. Тогда я побывал в вахтовом поселке Ямало-Ненецкого автономного округа, который был расположен вдоль трассы строящегося нефтепровода. Справедливости ради стоит сказать, что условия жизни и работы в тундре были намного более суровые. А питание в столовой наоборот - таких "разносолов по дешевке" я не ел больше нигде и никогда.
Почему так? "Для работающих на вахте существуют особые условия по калорийности и содержанию блюд. Если же, например, производство относится к "опасным типам", тогда питание вообще чуть ли не лечебное", - объясняет Матфей.
При этом расслабиться после трудового дня не получится. По крайней мере - по "старой русской традиции". Спиртного на территории поселка Вах не продают. Совсем. Хотя нам сразу намекнули, что альтернатива есть - буквально в 5 километрах есть деревня, где можно купить все, чего душа пожелает. Но это уже - на свой страх и риск, потому что уволить могут не только за нахождение в пьяном виде на рабочем месте, но и за классический "перегар".
Впрочем, как говорится, "не хлебом единым" существуют нефтяники. Чем же еще - мы выяснили в общежитии.
Например, можно поиграть на музыкальных инструментах, попеть караоке, поиграть в настольные игры. Хотите понаблюдать за футболом или хоккеем в компании друзей? Для этого есть большой телевизор, хотя, конечно, в каждой комнате общежития есть и свои, отдельные, которые принимают 18 каналов. Для спортивных сотрудников стоят бильярд и теннис.
Правда, с современными технологиями в вахтовом поселке не густо - Интернет у каждого свой, личный - с телефона или планшета. То есть вопрос - почитать не только книги или газеты из библиотеки, но и посмотреть самому скачанный фильм или книгу пока еще актуален. Хотя, говорят, что он скоро будет решен. Тем более что по статистике средний возраст проживающих работников (не персонала) - 35-45 лет, а это как раз активные интернет-пользователи.
Впрочем, платить придется не только за Интернет (в перспективе) - на территории вахтового поселка все-таки не сплошной "коммунизм". Платны, например, услуги прачечной - они отдельные для стирки спецодежды и личного белья. Впрочем, не так дороги: 120 рублей за килограмм - постирать рабочие комбинезоны, 60 рублей - килограмм белья.
А вот радость русского человека, баня, для проживающих - бесплатна.
По идее, денег на все должно хватать. "Геолог и технолог получают порядка 50 тысяч рублей. Учитывая, что целый ряд услуг при проживании в вахтовом поселке бесплатен или стоит совсем недорого, деньги вполне достойные", - согласился со мной Матфей Метаковский.
Есть, правда, другой момент. И он уже больше из области психологии, чем финансов. Условия труда и быта, как бы они ни оплачивались и какими бы банями ни компенсировались, все-таки жесткие. На отдаленных буровых, например, каждый день одни и те же лица, в результате получается своеобразный "день сурка". Многие сотрудники, наемный персонал, которых обучают и вкладывают деньги, не выдерживают, срываются и просятся обратно - "только увезите меня отсюда", - делится наблюдениями Матфей.
Одновременно в Вахе проживают около 600 работников, которые заняты непосредственно на нефтяных месторождениях. И их обслуживают около 120 человек (но в один момент времени - не более 60). А сами вахтовые заезды длятся от 12 дней до месяца. В результате такой "текучки" получается, что организовывать быт в таком поселке выгодно, хотя подрядная организация и не имеет права делать большую наценку. Но в итоге средневзвешенное обслуживание все равно выходит в плюс. Доход, честно говоря, получается и у вахтовиков. Согласитесь, одно дело - ютиться в теплушке и бороться не только с условиями жизни, но и с самим собой. И совсем другое - тяжело работать, но зато потом иметь возможность отдохнуть. С полным комфортом и за обильным столом.