Присутствовавшая на пресс-конференции английская актриса Джейн Ди, играющая в спектакле театра "Глобус", которым завершается перекрестный год Россия-Великобритания, и выдающийся режиссер Люк Бонди, и прилетевший специально на двухчасовую встречу с российской прессой режиссер Бюф дю Нор Дени Подалидес говорили о своем искреннем восхищении русской культурой и желании участвовать в крупнейшем театральном форуме России, игнорируя всякие политические санкции. Для тех, кто знает Шадрина, ясно так же, что в Москву приехали во многом и благодаря его авторитету.
Собственно, говоря о предстоящей программе, Шадрин представил и то, что ему удалось сделать вопреки всем политическим сюжетам. Театральная программа перекрестного года Россия - Великобритания утратив спектакль Кэти Митчелл, в остальном была реализована. Успешные гастроли "Глобуса", проехавшего со спектаклем "Сон в летнюю ночь" по России от Екатеринбурга до Пскова и завершающего свое турне в Москве, много говорят об усилиях наводить мосты во вздыбленном мире.
Программа фестиваля на удивление оказалась пронизана общими темами, прежде всего - войны и безумия. О войне спектакль, созданный совместно Чеховским и Эдинбургским фестивалями - "Война" Владимира Панкова и его "Санд-драмы", созданный по мотивам "Илиады", романа Олдингтона и произведениям Николая Гумилева. Представляя его, российский режиссер так и сказал: "Приглашая на войну". Приглашение подумать о войне сделал и Дон Яну - директор Центра развития Оперного искусства Мин (КНР), чей спектакль Женщины-генералы семьи Ян" рассказывает о мужественном решении женщин сражаться за свою страну, когда их мужчины были убиты. Японский режиссер Сатоси Мияги (Центр сценических искусств Сидзуока), сопротивляясь ложному взгляду на традицию, из которого вырастает узкий национализм, предлагает взглянуть на индийскую "Махабхарату" как один из источников японской культуры. Страшные видения мистического "Голема" Густава Майринка представит Компания "1927" (Великобритания), где речь идет об опасности уподобления человека машине. Испанский хореограф Гийо Монтеро поставил в Нюрнберге балет Сергея Прокофьева "Золушка" о том, как человек может превратить себе подобного в зверя: его звереныш Золушка лишь чудом превращается в женщину.
Участвует в фестивале выдающийся спектакль Люка Бонди "Ложные признания" Пьера Мариво (Театр "Одеон") с Изабель Юппер в главной роли. Сам мастер европейского театра, мечтавший показать в Москве этот спектакль приступает к репетициям в Театре Наций. А про свою работу в возглавляемом им "Одеоне" он сказал так: "Я спросил актеров, почему они способны передавать реализм Чехова, но в случае Мариво ведут себя на сцене столь противоестественно". Бонди решительно переводит действие в наше время, наслаждаясь тем, как перекликаются реалии утонченного XVIII века с грубыми контекстами нашей эпохи.
Новый заместитель министра культуры, пришедшая на смену Софье Апфельбаум, сообщила, что министерство видит свою задачу в расширении связей и прокладывании мостов со всеми странами. "Несмотря ни на какие санкции Россия должна быть открыта миру", - заявила представитель минкульта. Кроме того, минкульт сделал многое для того, чтобы спектакли фестивальной программы увидели в регионах.
Валерий Шадрин подчеркнул особую роль ведомства в том, что фестиваль состоится в задуманном объеме. Он откроется 13 мая и продлится до 17 июля 2015 года.