Неудачи, которые на разных этапах преследовали детище Московского института теплотехники, не могли поколебать уверенного настроя ее главного конструктора: крыльев у "Булавы" нет, но она будет летать. Пари он ни с кем не заключал - ни с коллегами-конкурентами, ни с журналистами, но твердо шел к поставленной цели.
И даже когда год назад, при запуске ракеты с крейсера "Александр Невский", произошел отказ на первых минутах полета, рук никто не опустил. Снова собралась комиссия и тщательно разбиралась в причинах. Сочли, что виной всему стал не конструкторский просчет или какие-то недоработки, а грубое нарушение технологии при изготовлении материала для выдвижного сопла ракеты. Всю уже произведенную партию ракет подвергли строгой ревизии, а министр обороны Сергей Шойгу распорядился провести пять дополнительных пусков "Булавы" - для подтверждения ее эксплуатационной надежности.
Взяв паузу в испытаниях на целый год, разработчики ракеты и ее производители, похоже, не семь, а семнадцать раз все перепроверили, чтобы на старые грабли больше не наступать и зачетные пуски провести без сбоев.
Первый из пяти в этой контрольной серии был произведен 10 сентября с борта крейсера "Владимир Мономах". Пуск ракеты совместили с государственными испытаниями самого корабля, которые проводили в Белом море. Оттуда "Булава" ушла штатно и, как было официально объявлено, нашла свои цели на камчатском полигоне Кура. Первый для "Мономаха" и сразу же успешный ракетный пуск добавил оптимизма экипажу и сдаточной команде. Сейчас на третьем (по времени постройки) "Борее" бригады наладчиков, маляров и отделочников наводят марафет и устраняют последние замечания, чтобы уже в декабре передать полностью готовый корабль в состав ВМФ.
А в среду, 29 октября, со своим "заданием на осень" разобрался экипаж "Юрия Долгорукого" под командованием капитана I ранга Владимира Ширина. Как сообщили по горячим следам в управлении пресс-службы и информации Минобороны России, с этой подлодки, находившейся в Баренцевом море, произведен успешный пуск межконтинентальной баллистической ракеты. В сообщении говорится, что "стрельба выполнена из подводного положения". Боевые блоки, по подтвержденным данным объективного контроля, "успешно прибыли в полигон Кура на Камчатке", а "действия командира и экипажа подводной лодки по выполнению ракетной стрельбы оценены как профессиональные и грамотные".
Вчера заместитель командующего объединением подводных лодок Северного флота контр-адмирал Константин Кабанцов официально подтвердил в эфире программы "Вести", что контрольный пуск "Булавы" экипаж "Юрия Долгорукого" произвел, имея на борту полный стратегический боекомплект - 16 межконтинентальных баллистических ракет комплекса "Булава-30". Они, как уже сказано, разработаны в Московском институте теплотехники и производятся большой кооперацией российских предприятий во главе с Воткинским машиностроительным заводом в Удмуртии.
Другое важное обстоятельство заключается в том, что первых два штатных носителя МБР "Булава" - атомные подводные лодки "Юрий Долгорукий" и "Александр Невский" - уже переданы в боевой состав и несут службу на Северном флоте. Именно оттуда, действуя по программе боевой подготовки, экипаж "Юрия Долгорукого" и произвел второй в этом году пуск "Булавы".
Теперь, если следовать ранее сделанным заявлениям, настает очередь "Александра Невского". Уже в ноябре ему предстоит подтвердить, что прошлогодний сбой при пуске "Булавы" был досадной случайностью.
А четвертый и пятый контрольные пуски, как ожидается, будут проведены уже в 2015 году. После того, как два серийных "Борея" - "Александр Невский" и "Владимир Мономах" - совершат переход с Северного флота на Тихоокеанский, к месту своей будущей дислокации на полуострове Камчатка.