На заседание Совета по инвестициям при председателе Госдумы собрались представители крупнейших компаний, работающих в России, в частности, президент фонда "Сколково" Виктор Вексельберг, председатель совета директоров Альфа-Банка Петр Авен, председатель правления Дойче Банка Йорг Бонгартц, председатель правления "Интер РАО" Борис Ковальчук, гендиректор "Северстали" и владелец концерна "Силовые машины" Алексей Мордашов, представители Renault, Ernst and Young, McKinsey and Company и других компаний.
"На Россию оказывается серьезное влияние, причем это влияние, давление и воздействие происходит под политическими лозунгами, но имеет и экономические цели, - обратился к собеседникам Нарышкин. - В этой связи работа по поддержке экспорта является и ответом на противоправные антироссийские санкции".
По его словам, в условиях санкционного давления и глобального экономического кризиса Россия не утратила, а даже повысила свой интерес к равноправному участию в глобальной экономике. Поэтому власти собираются делать упор на прямые и непрямые виды поддержки экспорта.
Бизнесмены выразили уверенность, что в этом смысле еще есть над чем работать. Большую часть своих чаяний по поводу поддержки экспорта они высказали в закрытом для прессы режиме. Публично выступили только Мордашов и Вексельберг. С экспортом российской продукции есть ряд сложностей, пожаловался первый из них, имея в виду работу концерна "Силовые машины". "У нас дешевле и качественнее, но у западных конкурентов есть преимущества", - рассказал он. А именно - доступность кредитов за рубежом. Особенно Мордашова поражают условия займов в Китае. Там можно оформить кредит по 1-2 процента на 18 лет с пятилетней отсрочкой выплаты процентов.
В России таких условий нет, сетовал Мордашов. "Необходимо субсидирование ставки для экспортного финансирования. Это может существенно поменять ситуацию", - предложил он.
Вексельберг же, в частности, жаловался на запущенную ситуацию с патентами на российские изобретения. В результате наши открытия уходят за рубеж.
Представители минфина и минэкономразвития заверили, что в правительстве президентскую задачу без внимания отнюдь не оставляют. Уже в рассматриваемом Госдумой проекте бюджета на "трехлетку" меры стимулирования экспорта соответствуют мировым нормам, заявил заместитель министра финансов Андрей Иванов.
По словам руководителя "Российского агентства по страхованию экспортных кредитов и инвестиций" Петра Фрадкова, необходимо сделать так, чтобы банкам было экономически выгодно поддерживать экспортеров. Нужно совершенствовать налоговое, таможенное, валютное законодательство и налаживать электронный документооборот в области экспорта. "В этом смысле даже отстаем от Казахстана и Белоруссии", - сетовал он.
Эти и другие задачи будут отражены в Национальной экспортной стратегии, разработка которой уже ведется правительством и бизнесом, рассказал заместитель министра экономического развития Алексей Лихачев. В программном документе обозначены ориентиры для движения к амбициозной цели - достижению Россией лидирующих позиций в мировой торговле. "Президент РФ Владимир Путин на Санкт-Петербургском экономическом форуме поставил задачу - несырьевой российский экспорт должен расти не менее чем на 6 процентов в год. Но это программа минимум, - заявил он. - Мы в своих планах еще более амбициозные - 8,2 процента роста экспорта в год". Причем имеется в виду именно услуги и поставка за рубеж товаров, не относящихся к сырьевой категории, пояснил замминистра.
В стратегии проанализируют тенденции мирового рынка, а также востребованность российских товаров и услуг в мире. Также в документе определят задачи отраслей промышленности и роль регионов в развитии экспорта. Предполагается и дальнейшая "перезагрузка" торговых представительств России за рубежом. К обсуждению документа пригласили парламентариев - внести стратегию в правительство необходимо до конца года.
Предполагается, что наша страна имеет все шансы войти к 2030 году в пятерку ведущих экспортеров наряду с Китаем, США, Германией и Японией. Главное, по словам Лихачева, угадать мировую конъюнктуру: что и когда будет востребовано в среднесрочной перспективе. Второе - подстроить под это свои собственные производства. И третье - совершенно на новом уровне оказать поддержку готовому товару, который будет востребован на том или ином региональном рынке.