У Марины за плечами два высших образования - она педагог и экономист. На ярмарку "Трудовой потенциал инвалидов" она приехала в надежде найти работу. Увы, несмотря на дипломы и желание трудиться, у нее пока ничего не получается.
- Я самостоятельно обзванивала предприятия, многие кадровики звали на собеседование, и никакой дискриминации я не чувствовала. Проблемы начинались, когда я приезжала на личное знакомство, - рассказывает Марина. Она передвигается на коляске, и в бизнес-центры, особенно в старом фонде, где не предусмотрены лифты, девушка попасть не может. В результате от вакансии приходится отказываться.
Сотрудники службы занятости ищут для Марины специальные рабочие места. Работодатели, которые попадают в квоту, должны за свой счет оборудовать место для сотрудника с ограниченными возможностями. Но это в большей степени актуально для производственников. Обеспечена ли доступная среда, соискатель должен выяснять самостоятельно, так как у каждого инвалида степень ограничения возможностей разная. Многие ходят на костылях, и ширина проходов их не смущает, зато пороги становятся непреодолимым препятствием. В итоге Марине дали целый список вакансий.
Квотируемые должности практически не отличаются от обычных. Зарплата такая же, как и у остальных сотрудников, перечень должностных обязанностей тот же, только рабочая неделя длится не 40 часов, а 36.
- Вообще-то, многие и восьмичасовой рабочий день могут просидеть и ничего не сделать, - говорит Олег, возглавляющий предприятие по производству сувениров. Изначально он сделал ставку на сотрудников-инвалидов. И не прогадал. - Меня поначалу многие отговаривали, считали, что я разорюсь на больничных. Но это неправда. Сотрудники с инвалидностью болеют не больше, чем здоровые граждане. Оплата у нас сдельная, поэтому, даже несмотря на 36-часовую трудовую неделю, производство очень эффективно, каждый заинтересован в том, чтобы использовать рабочее время с пользой.
Из общественных организаций, объединяющих глухих, со временем вышли небольшие швейные фабрики. Большинство их сотрудников по традиции глухие или слабослышащие. Но на качестве продукции или на производственном цикле это никак не сказывается.
Часть предприятий сочетают в себе работу и досуг: индивидуальные предприниматели предлагают инвалидам плести корзины, вышивать полотенца, мастерить салфетки или вырезать деревянную посуду.
Сергею 32 года. Он не слышит с рождения, однако никогда не ходил ни в общество глухих, ни в службу занятости. Работал грузчиком, пока не уволили, получал меньше всех, но не ругался, думал, что так и положено. Специалисты службы занятости объяснили молодому человеку, что его права нарушаются. Парню предложили пойти рабочим на производство, подобрали несколько вариантов. Сейчас Сергей выбирает, и в 32 года у него наконец появится трудовая книжка.