- Сюжет вашей книги - реальный или это полностью авторская фантазия?
- Фантазия, конечно, но за каждым эпизодом обычная наша с вами жизнь.
- Например, случай с медведем-шатуном или с исполнением "Реквиема" Моцарта на зимовье?!
- "Реквием" - собственный опыт. Долго рассказывать не буду, я слушал "Реквием" в разных залах и в разных исполнениях, но самое сильное впечатление было в старом зимовье на берегу Байкала. Идет дождь, на Байкале ломит шторм, я только что пересек его один на моторной лодке. Много чего сошлось. Атакующего медведя тоже приходилось стрелять самому. Совсем накоротке. Ближе, чем описано в "Воле". Но в "Воле" все это, конечно, преобразовано под нужды романа. Это не нон-фикшн.
- Описание мест и характеры у вас достоверны - откуда так хорошо знаете реалии?
- Неделю назад вернулся из малодоступных мест Прибайкалья. Там и время течет по-другому. Но достоверность, о которой вы говорите, она литературная. Например, природа в романе написана с натуры и очень точно, но топонимика заимствована из разных мест, мне важнее было звучание, созвучность. Образ таежного поселка, поведение людей и властей тоже собирательные.
- Неужели эта трагедия - единственный вариант развития событий? Или удобный для авторской идеи поворот сюжета?
- Не было никакой авторской идеи - продвигался вперед, не зная, как поведут себя герои. У моих мужиков, которые в той острой ситуации искали возможности взаимодействия с властью, не было выбора, потому что любая власть по природе своей крайне цинична. Она и людей принуждала к подлости, а на это мои простые, но честные герои не были готовы. Финал мне нравится, он неоднозначный, он как будто приглашает вернуться назад, к началу романа, и подумать, как же все получилось, так ли оно все неизбежно и когда же все началось...
- Если отнестись к "Воле вольной" как к исследованию действительности, то получается, что современные люди, даже и хорошие, не способны на жертву.
- Ну да. Так, впрочем, всегда и было, жертвенность - редкое качество, но сегодня у нас как будто внутри что-то поменялось - даже и смотреть не хотим в сторону людей, не случайно, но осознанно приносящих себя в жертву. Над Андреем Сахаровым целый зал депутатов хохотал! Это в те времена, а теперь сытости только добавилось. Мои симпатяги-мужики оказались в растерянности по той же причине. Поступок же совершил человек особенный, который был внутренне к этому готов и у которого почти не осталось выбора. Почти, потому что всегда ведь можно забиться под лавку, закрыть глаза и заткнуть уши, а можно встать и погибнуть, спасая других и свою душу!
Жалко погибших людей? Жалко. Но они сами к этому шли! Кто-то осознанно, даже и со страстью выполнял подлую работу, кто-то в погоне за деньгами, а кто-то, думая, что отвечать ни за что не придется. И конец не трагический, поскольку и весь роман совсем не мрачный и... свет в конце тоннеля все же есть. Слабенький, конечно, пробивающийся через всю несуразность нашей жизни...
- Чем эта локальная история, крепко привязанная к конкретному месту, может быть интересна людям, для которых все это экзотика?
- Мне запомнился отзыв, оставленный кем-то из читателей: "Потрясающая, пронзительная книга. О НАШЕЙ стране, как она есть сейчас. Не всем понравится..." Точно сказано...Да и "Воля вольная" не локальная история. Она, к сожалению, типична для сегодняшней России...