18.11.2014 00:44
Экономика

Продавцы модной одежды теряют покупателей

Продавцы модной одежды недосчитались покупателей
Текст:  Инна Зубарева
Российская Бизнес-газета - : №44 (973)
Осень принесла резидентам столичных торговых центров падение посещаемости и как следствие снижение оборота. По данным опроса Knight Frank, некоторые крупные торговые операторы в октябре получили снижение посещаемости своих магазинов до 20%. В среднем по рынку сокращение оборотов торговых операторов - 5-10% относительно октября 2013 года. Посещаемость московских торговых центров снизилась на 5%.
Читать на сайте RG.RU
Каждый третий россиянин не увидел резкого роста цен

Продавцы разных профилей и ценовых сегментов по-разному переживают спад. Сложнее всего приходится fashion-брендам ценовой категории "средний плюс". Магазины одежды этого сегмента уже пошли на сокращение своей маржи на 4-6%, отмечает Юлия Соколова, директор по сдаче в аренду торговых центров компании Knight Frank: "Сокращение среднего чека здесь 5-7%. Ретейлеры подняли цены, потому что выросла закупка. Кроме того, у них копится большой сток. Покупатели стали очень серьезно подходить к своим тратам. Некоторым арендаторам торговых центров сегодня не на что покупать новые коллекции".

На операторов, реализующих европейские и американские товары, значительное давление оказывает продолжающееся ослабление рубля, что приводит к снижению маржинальности бизнеса. В качестве примера можно привести группу компаний "Маратекс", которая приняла решение о закрытии в России сетей OVS, River Island и Esprit, развиваемых компанией по франшизе. Тот, кто не готов к таким радикальным действиям, вынужден поднимать конечную цену товаров. Уже сейчас заметно повышение цен на некоторые позиции до 10%.

Большинство операторов пересмотрели планы экспансии. На начало ноября, по данным Knight Frank, более 100 сетей приостановили свое развитие в России. Особую осторожность операторы проявляют в отношении новых торговых объектов. Теперь для открытия магазинов они рассматривают только беспроигрышные варианты.

Смартфоны и бытовая электроника подорожают в январе

Лучше чувствуют себя продавцы детских товаров. "В этом сегменте снизился средний чек. Люди не экономят на детях, но покупать стали все-таки меньше. Чтобы не увеличивать стоимость товаров, магазины уменьшают маржу. Конкуренция в этом сегменте очень высокая", - говорит эксперт Knight Frank.

Наиболее оптимистичны сегодня продуктовые сети, некоторые из них (преимущественно низкого и среднего ценовых сегментов) отмечают рост числа посетителей. "В условиях нестабильности в экономике наибольшей "подушкой безопасности" обладает продуктовая розница: людям всегда нужно покупать еду и товары личной гигиены. Тем более что по ряду категорий россияне сокращают потребление неохотно - только 21% готовы переключиться на более дешевый алкоголь и лишь 17% будут экономить на сигаретах. Среди всех форматов торговли тяжелее всего придется гипермаркетам. Во-первых, они уже пострадали из-за сужения ассортимента. А во-вторых, в кризисные времена покупатели традиционно отказываются от совершения больших закупок и ходят за товарами скорее в дискаунтеры или супермаркеты", - говорит Илона Лепп, директор по работе с розничными сетями компании Nielsen Россия.

Приспосабливается к новой ситуации и рынок коммерческой недвижимости. "В большинстве торговых центров, где величина арендной платы привязана к иностранной валюте, владельцы и управляющие площадей пойдут либо на снижение арендных ставок, либо на предоставление временных скидок, - говорит Олег Рыжов, генеральный директор ROSS Group. - Впрочем, это может не коснуться топовых проектов, отличающихся выгодной локацией, имеющих высокий трафик посетителей. Их популярность среди арендаторов высока, и здесь вряд ли стоит ожидать какого-либо существенного снижения арендных ставок. В торговых центрах, арендная плата в которых установлена в рублях, уровень арендных ставок, по всей видимости, останется неизменным. Но высока вероятность предоставления арендаторам в 2015 году временных скидок".

На индустриальные парки для детей будет выделено 255 миллионов рублей

В процессе обесценивания рубля затраты арендаторов на закупку товаров за рубежом растут. В это же время покупательская способность населения падает, что не позволяет им в полной мере компенсировать увеличение себестоимости за счет роста розничных цен. В этих условиях рост затрат на аренду помещения существенно снижает эффективность бизнеса арендаторов. И если не приводит к полному уходу иностранных брендов с российского рынка, то как минимум к сокращению количества действующих магазинов.

Армен Даниелян, член правления, директор по маркетингу и внешним связям АГК "Деловой профиль" (GGI), считает, что падение покупательского спроса в непродуктовом сегменте связано не столько с сокращением реальных доходов, сколько со стремлением отложить покупку на фоне общей неопределенности. Сегмент бытовой техники и электроники, а также мебельный рынок сегодня находятся под давлением еще одного фактора - перекредитованности населения. "Наибольшее влияние отрицательного эффекта уже введенных санкций будет ощущаться лишь в первой половине 2015 года. Однако произошедшая девальвация, ухудшение внешнего климата и поворот тренда нефтяных цен, наоборот, должны обеспечить мощный толчок в развитии российской экономики и улучшить настроения потребителей, что уже скоро отразится на ретейле, который первым чувствует изменения конъюнктуры", - говорит Армен Даниелян.

Товары и цены