Накануне Владимир Путин не только поддержал инициативы Общероссийского народного фронта, но и обещал придать им форму законодательных актов. Какие гражданские инициативы сегодня могли бы получить форму законопроектов?
Сергей Нарышкин: Прежде всего я хотел бы сказать, что многие или, может быть, большинство законодательных инициатив в той или иной степени все равно рождаются в гражданском обществе. Ведь сама Государственная Дума, кроме того, что это высший орган законодательной власти, еще является и высшим органом представительной власти. Каждый депутат представляет население, тот или иной регион. То же самое можно сказать и о сенаторах.
А если говорить о направлениях, достойных поддержки, то всегда были и остаются злободневными те вопросы, которые ближе к гражданам. Вопросы, связанные с развитием социальной сферы, здравоохранения, образования, культуры. Важный блок - это развитие экономики. В конце концов, все в стране определяется финансовой возможностью государства, а проблем в этой сфере тоже много. Так, совсем недавно Госдума приняла бюджет во втором чтении. Бюджет тяжелый, во всяком случае непростой.
И третье направление - внешняя политика нашего государства, условия которой сейчас обновились. Депутаты очень подробно говорили об этом с главой МИД Сергеем Лавровым в рамках "Правительственного часа".
Разговор был очень интересный, конкретный. И возникло понимание о том, что официальную дипломатию, центром которой являются и президент, и министерство иностранных дел, конечно, нужно дополнять парламентской дипломатией. Мне кажется, мы в меру наших возможностей этим пользуемся.
Сергей Евгеньевич, недавно в Госдуме приняли законопроект о муниципальных сборах с бизнеса. Это "смягченный" вариант законопроекта - первоначально предусматривалось обложить сборами 22 вида малого бизнеса. Тем не менее "щадящий" вариант закона касается сферы торговли. Как вы думаете, в связи с реализацией этого закона вырастут цены?
Сергей Нарышкин: В СМИ суть этого законопроекта комментировали с большими ошибками. Принципиальный момент - закон распространяет сбор только на три субъекта Федерации. А именно Москву, Санкт-Петербург и Севастополь. Второй момент - сбор не повышает налоговую нагрузку на юридические лица и индивидуальных предпринимателей, которые будут обязаны его уплачивать. Он идет в зачет иных налогов, которые бизнесмен и так должен был уплатить. Смысл этого сбора - не дать отдельным незаконопослушным предпринимателям уйти от налогов. Резюмируя, скажу - этот сбор не повысит налоговую нагрузку на предпринимателей.
А то, что сбор вводят именно для торговли, тоже не окажет влияния на цены?
Сергей Нарышкин: Не исключаю, что незаконопослушные предприниматели их повысят, станут спекулировать, кивая на этот закон. Но в самой инициативе такой возможности не заложено.
Вы только что вернулись из Тегерана. В ходе ваших контактов речь шла не только о межпарламентском сотрудничестве. И понятно, что вектор внешней политики, скажем так, корректируется. Какова главная основа этой корректировки? Уходим ли мы на Восток?
Сергей Нарышкин: Вы знаете, Россия всегда была, есть и будет, с одной стороны, частью Европы, а, с другой стороны, частью Востока. Поэтому были два вектора нашего такого внешнеполитического, внешнеэкономического развития. И западный, и восточный. Может быть, они были не совсем сбалансированы. Наверное, настало время ликвидировать этот дисбаланс и уделять на всех уровнях существенное время и значение этому восточному вектору развития. Вы правильно подметили, и в этой связи рабочая поездка нашей парламентской делегации в Иран. Хоть она и короткая, но достаточно насыщенная.
Сергей Евгеньевич, как известно, вы занимаетесь плаванием. Каким стилем легче плыть?
Сергей Нарышкин: Я 50 метров туда плыву кролем, вольным стилем, возвращаюсь - брассом. Смена стиля - это, с одной стороны, отдых, а с другой - разные группы мышц работают.
У вас наверняка есть личный рекорд. Какой он?
Сергей Нарышкин: Рекорды я не ставлю. Но могу сказать, что в 2006 году я проплыл 50 метров за 36,5 секунды. А в прошлом - за 33. Это скромное время, но свои показатели я, выходит, улучшаю. Вообще я плаваю для себя, чтобы придать бодрость на весь день. А когда я плыву публично, то, конечно, я это делаю ради идеи - чтобы немножко помочь популяризации этого вида спорта и вообще здорового образа жизни.
Полностью "Деловой завтрак" с Сергеем Нарышкиным читайте в ближайших номерах "РГ".