В 2011 году законодатели разграничили полномочия в сфере недропользования. Учет и контроль за состоянием стратегического сырья, например, золота и углеводородов, остался за Министерством природных ресурсов. А вот общераспространенные полезные ископаемые перешли в ведение региональных властей. Именно регионы, по закону, должны были составлять балансы запасов песка, гравия, гипса и облицовочных камней.
Чтобы устранить разночтения в законе, Министерство природы разработало единые правила составления государственного баланса запасов общераспространенных полезных ископаемых. Согласно новому Приказу, региональные власти должны фиксировать сведения о количестве, качестве и степени изученности запасов каждого вида минералов. Кроме того, в балансе должны быть отражены данные о размещении запасов, степени их промышленного освоения и о том, насколько сырьем обеспечены промышленные предприятия.
Согласно документу, государственный баланс запасов полезных ископаемых формируется на основе ежегодных отчетов компаний, занимающихся поиском, оценкой, разведкой и добычей минерального сырья. Также учитываются заключения специалистов, проводящих государственную экспертизу запасов полезных ископаемых.
По словам экспертов, актуальные сведения по состоянию минерально-сырьевой базы и степени ее освоения необходимы как для правильного социально-экономического развития регионов, так и для компаний, занятых в сфере недропользования, а также тех, кто инвестирует в данную отрасль.
Сегодня, по оценкам экспертов, нет точной, единой статистики по состоянию запасов общераспространенных полезных ископаемых в нашей стране. Специалисты надеются, что с принятием четких требований к ведению их учета, такие сведения появятся.