- Людям больше не придется копаться в каталогах, заполнять от руки бумажки: достаточно сказать оператору название СМИ и он сам все найдет в автоматизированной системе. Более того, оператор должен предложить минимальный тариф из всех возможных. В перспективе мы бы хотели перевести наибольшее количество услуг по подписке в онлайн-режим, а также внедрить "подписку на дому", когда все действия будет выполнять почтальон, включая отбивание чека на портативном платежном терминале, - обрисовал перспективы руководитель департамента розничных товаров и подписки ФГУП "Почта России" Дмитрий Усанов.
Вместе с тем, по его словам, в число задач почтальонов и операторов не входит поиск подписчиков для СМИ - они всего лишь обрабатывают документы. Также не стоит ожидать от госпредприятия скидок во время подписных кампаний: услуга убыточна, несколько процентов дисконта в масштабе страны выльются в миллиарды рублей. Попытки СМИ через суд принудить почту доставлять их продукцию до узлов связи в рамках подписного тарифа руководитель департамента истолковал как желание залезть в и без того пустой карман Главного центра магистральных перевозок. В почтовый тариф входит доставка от узла до потребителя, пояснил он.
Тем не менее ФГУП заинтересован в развитии подписного сектора рынка, примерный объем которого - 14 миллиардов рублей. Объемы рассчитаны до 2023 года, после 20-процентного падения тиражей почтовики ожидают стабилизацию. Свои преимущества они видят в охвате аудитории: в России расположено 42 тысячи почтовых отделений, что сопоставимо с банковской сетью, но у банков нет такого количества представительств в сельской местности - 36 тысяч.
Увы, альтернативные виды доставки тоже не всегда удачны и довольно затратны: расходы местных СМИ увеличиваются в результате на 30-70 процентов.
- У региональных изданий нет успешного опыта организации собственной доставки, такие проекты реализуют в основном городские и районные газеты. Мы были вынуждены этим заняться из-за роста почтовых тарифов. Пока выкручиваемся, подключаем пункты коллективного доступа (советы ветеранов, библиотеки), но не всегда довольны, есть претензии к качеству доставки. Порой люди хотят приходить за газетой на почту, чтобы пообщаться. Если провести переговоры с Почтой России, создать региональный подписной каталог и оговорить понятное ценообразование, альтернативы ей не будет. Очень дорого изобретать велосипед, - комментирует Дмитрий Варчак, заместитель генерального директора "Областной газеты" (Свердловская область).
Надо признать, что встреча представителя центрального аппарата Почты России с региональными СМИ получилась очень эмоциональной. Издатели скептически отнеслись не только к нововведениям, но и довольно жестко прошлись по последней подписной кампании, в которую почтовики впервые отказались снизить цены для привлечения новых клиентов.
- В маркетинге существует правило: если поставщик уменьшает стоимость товара, то партнеры-посредники делают то же самое. Почему бы почте не снизить тарифы на время промоакции и не взять объемом? - предлагает Ирина Самохина, гендиректор издательского дома "Крестьянин" (Ростов-на-Дону).
Среди других прозвучавших предложений: обеспечить возможность оплаты подписки банковской картой, разделить тариф на подписку и обработку документации. Это мотивирует почтальонов, а редакции получат возможность сократить издержки. Многие из них сегодня самостоятельно формируют списки подписчиков и передают почте, то есть фактически обеспечивают ей загрузку персонала и поступление "живых" денег, вот только на величину тарифа это не влияет.
Также издатели опасаются, что Почта России в лице подписного агентства начнет демпинговать, чтобы вытеснить конкурентов с рынка. В результате вместо девяти каталогов печатных СМИ в стране останется один - и мы получим очередную монополию.
Вместо того чтобы гадать, что произойдет после акционирования госпредприятия, Дмитрий Усанов предложил СМИ начать переговоры с филиалами ФГУПа о включении подписных индексов в каталог Почты России и расширении продаж в розницу. Сегодня через почту реализуется печатной прессы на четыре миллиарда рублей в год, это порядка десяти процентов рынка, но стоит задача в ближайшие два-три года увеличить показатель вдвое.
- Трафик почтовых отделений надо конвертировать в подписку. Потенциально новые читатели - это те, кто увидел газету на почте и купил, - считает он.
Однако руководители печатных изданий оценивают ситуацию не столь оптимистично.
- В крупных городах операторам просто некогда объяснять посетителям, по какому каталогу выгоднее подписаться. К тому же, если увеличить розницу, подписка упадет, ведь работа ведется с одной и той же аудиторией. В малых городах социальная функция почты тоже уменьшается день ото дня: снижение издержек происходит за счет сокращения штата. В результате сотрудники почты теряют интерес к разговорам о подписке, - говорит Константин Пичугин, гендиректор издательского дома "Мичуринск" из Тамбовской области.
Алексей Волин, заместитель министра связи и массовых коммуникаций РФ:
- Продолжить давать деньги почте, чтобы она не повышала тариф, нереально. Для этого потребуется от 6 до 8 миллиардов рублей в год. Таких денег в бюджете нет. Более того, мы провели исследование, и оказалось, что больше всего выгод от сдерживания тарифов получают такие СМИ, как "Тысяча советов", "Моя любимая дача" и тому подобные издания, не имеющие ничего общего с социально значимыми общественно-политическими. Тонким слоем размазывать господдержку между всеми бессмысленно, помощь должна быть адресной. Прежде всего поддерживать нужно тех, кто стремится удержаться на рынке, готов производить интересный, конкурентоспособный продукт, то есть направлять субсидии на развитие. Давать деньги тем, кого не читают, не стоит. Они эту помощь проедят и через год либо закроются, либо придут за новыми субсидиями. Все высказанные маркетинговые предложения мы обсудим в министерстве с участием руководства Почты России и членов экспертного совета по региональным печатным СМИ.