Несмотря на ряд недоработок, проект в целом неплохой с точки зрения урегулирования и упорядочивания некоторых важных аспектов налогового администрирования. В процессе совершенствования документа минфин чутко отреагировал на замечания и предложения профессионального сообщества. Так, например, претерпела изменения предлагаемая минфином редакция п.5 ст.5 НК РФ. Речь идет о нормах, регулирующих порядок вступления в силу нормативных правовых актов и предусматривающих порядок применения льгот по налогам и сборам. Изначальная редакция была недостаточно определенной и привела бы к ухудшению положения налогоплательщиков в части возможности применения налоговых льгот в период до момента принятия и опубликования нормативных актов, устанавливающих порядок применения льгот. В последней редакции текста изменения, вносимые в ст. 5 НК РФ, изложены по-другому: "Нормативные правовые акты, издаваемые в соответствии с законодательством о налогах и сборах в части положений, обеспечивающих использование льгот по налогам и сборам, имеют обратную силу и применяются к правоотношениям, к которым актами законодательства о налогах и сборах предусмотрено применение таких льгот".
Очевидно, что такая формулировка носит позитивный характер и устранит препятствия к применению налоговых льгот, которые связаны с длительной разработкой и принятием подзаконных актов, без которых применение льгот является невозможным.
Не менее важным разделом законопроекта являются поправки к механизму ознакомления с материалами проверки. Подпункт "б" п. 8 ст. 1 законопроекта исключает из п. 2 ст. 101 НК РФ правила о том, что в случае подачи лицом, в отношении которого проводилась налоговая проверка, заявления об ознакомлении с материалами дела, налоговый орган обязан ознакомить такое лицо с материалами налоговой проверки и материалами дополнительных мероприятий налогового контроля не позднее чем за 2 дня до дня рассмотрения материалов налоговой проверки.
При этом ст. 101 НК РФ дополнена п.6.1, в соответствии с которым проверяемому лицу должна быть вручена справка о проведенных мероприятиях дополнительного контроля с приложением материалов, полученных в результате проведения дополнительных мероприятий налогового контроля.
Пунктом 3.1 ст. 100 НК РФ предусмотрено, что к акту налоговой проверки прилагаются документы, подтверждающие факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные при проверке. Вместе с тем на практике налоговые органы зачастую прилагают к акту налоговой проверки далеко не все материалы налогового контроля, в том числе обосновывающие позицию налогового органа. Обычно такие документы налоговики представляют только в суд в случае возникновения спора. Таким образом, исключение из ст. 101 НК РФ положения о праве налогоплательщика ознакомиться с материалами налоговой проверки до их рассмотрения руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, мягко говоря, нецелесообразно, поскольку эта норма направлена на обеспечение прав налогоплательщиков в тех случаях, когда последним не вручаются все материалы налоговой проверки вместе с актом (или справкой о дополнительных мероприятиях).
Немало споров при обсуждении вызвал раздел законопроекта, касающийся исчисления сроков на вынесение решения по результатам налоговой проверки с учетом проведения дополнительных мероприятий налогового контроля. Сегодня существует неопределенность в отношении вынесения решения о привлечении к ответственности либо об отказе в привлечении к налоговой ответственности по результатам налоговой проверки в случае, если налоговый орган проводит дополнительные мероприятия налогового контроля. Эта неопределенность связана с тем, что положениями НК РФ не урегулированы порядок и сроки ознакомления проверяемого лица с результатами дополнительных мероприятий, представления возражений проверяемым лицом по этим материалам и последующего рассмотрения материалов проверки с учетом результатов дополнительных мероприятий.
Рассматриваемый законопроект содержит положения, направленные на устранение существующих пробелов. Так, предлагается внести в ст. 101 НК РФ пункт 6.1, который устанавливает порядок и сроки оформления результатов дополнительных мероприятий, ознакомления с ними проверяемого лица, представления возражений проверяемым лицом. Однако предлагаемые изменения не снимают вопрос о сроке вынесения решения по результатам проведения дополнительных мероприятий.
Этот срок установлен п. 1 ст. 101 НК РФ: решение должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в п. 6 ст. 100 НК РФ, то есть в течение 30 дней со дня получения акта проверки. Очевидно, что к моменту завершения дополнительных мероприятий этот срок уже истечет. И получается, что для вынесения решения с учетом проведения дополнительных мероприятий налогового контроля срок фактически не установлен. При этом в п. 1 ст. 100 НК РФ предполагается внести дополнение, согласно которому "Исчисление указанных сроков продлевается с учетом сроков проведения мероприятий, предусмотренных пунктом 6.1 настоящей статьи, по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля". Формулировка "продлевается с учетом" представляется не вполне определенной и не дает ответа на вопрос о том, каков предельный срок продления.