1 сентября 2014 года здесь открылся интерактивный образовательный центр. Вместо учебников - современные технологии, а новые знания можно получить благодаря нескольким кликам. Яркий зал выделяется среди других залов музея. У входа висит самый первый мультимедиа-экспонат - экран, с которого каждого входящего приветствует... хамелеон. Ему можно помахать рукой, он ответит тем же. С ним можно сфотографироваться. Это стало возможно благодаря технологиям кинекта (бесконтактного сенсорного контроллера). Другие экспонаты рассказывают о строении человека: на интерактивном экране можно увидеть 3D-модель мужчины и женщины с мельчайшими подробностями - скелет, органы, мышцы, кровеносные сосуды. Здесь же на магнитной доске можно собрать скелет человека.
Еще один экспонат считывает параметры жизнедеятельности человека, нужно только встать на постамент и через минуту компьютер выдаст данные о росте, весе, частоте сердечных ударов, давлении. Другой полезный экран - возможность узнать свою скорость реакции: хамелеон, встречавший на входе, просит его накормить. На ветке, по которой он ползет, появляется муха. Из того, насколько быстро посетитель коснется этой мухи, будет рассчитываться скорость реакции.
Другой экран - возможность решить задачу на логику, а заодно проверить, как быстро такую же задачу решит, например, ворон (как известно, вороны обладают склонностью к математическим способностям). "В этом зале есть возможность получить знания о себе и об окружающем мире, - рассказала "РГ" замдиректора музея по научно-исследовательской работе Татьяна Кубасова. - Здесь задействованы эмоции и все органы чувств, поэтому запоминание сложных вещей проходит гораздо легче".
На огромном экране изображена 3D-модель Земли. Описывая хватательные движения в воздухе, этой картой можно управлять, а заодно и посетить, к примеру, Северную Америку - увидеть ее леса и их обитателей. В зале есть и более привычные для музея экспонаты - чучела животных. "Важно не уйти в мультимедийный мир окончательно, - продолжает Татьяна Кубасова. - Десять лет назад казалось, что мультимедиа изменит все и традиционных музеев не будет. Это неверно. Концепция зала - настоящие предметы плюс интерактивные вещи - и того, и другого поровну". Настольная карта-экран рассказывает, какие животные обитают в болотах, лесах, лугах. В панно с изображением лесов средней полосы вмонтированы ящички с кусочками коры различных деревьев. Открывать эти ящички и трогать фрагменты строго обязательно. Следующий ряд: модели животных - сова, лягушка, белка, а у их лап - пластмассовые карточки с названиями того, чем они питаются. Ребенок подносит карточку к носу животного, происходит распознавание. Если это то, чем оно обычно питается, животное открывает рот и "еда" свободно проскальзывает. Если нет, то животное начинает "ругаться" - лягушка, к примеру, громко квакает.
"Мы думали, что пожилым будет сложно общаться с мультимедиа, - признаются сотрудники. - Но они еще дадут фору своим внукам". Зал оборудован и для инвалидов: для слабовидящих этикетки дублируются прозрачным шрифтом Брайля.
Основная часть экспозиции музея не отстает от интерактивного зала. На каждой витрине размещен QR-код для считывания смартфоном - один клик - и в смартфон загружается программа с экскурсией о мезозое, пещерном человеке или динозавре. В зале на первом этаже два раза в день устраивается мини-представление: гасится свет, на экран транслируется фильм об обитателях тропического леса, а сами обитатели в витринах поочередно подсвечиваются.
Некоторых животных можно потрогать - фрагменты шкур и даже зуб мамонта расположили в открытых витринах. Клочки шкуры белого медведя посетители вообще разбирают на сувениры. Был и курьезный случай: кто-то попытался забрать зуб мамонта домой, так что его пришлось поместить в резервуар с маленьким отверстием. Информационный центр на втором этаже - это зал с компьютерами, в которые загружена информация о редких животных и растениях, данные о загрязнении воздуха по районам Москвы и головоломка "Загадочные фото". Игра предлагает по фотографиям определить, чьи следы отпечатались на снегу, сугроб или медвежья берлога изображены на фото или какая птица оставила яйца в гнезде. Добавьте к этому 3D и 5D-кинотеатры, кинотеатр-планетариум. Но если стереокинотеатры есть почти в каждом музее, то интерактивный зал чуть ли не единственный в своем роде. В мире такие залы посвящены естественным наукам - научные теории по физике, химии, математике там представлены в игровой форме. А биологии внимание почти не уделено. Дарвиновский музей решил исправить ситуацию.
Кстати
Кто живет в кефире?
26 ноября в музее открылся зал инновационного проекта "Аденовирус". Это первая в мире научная модель "перспективного" вируса, над которой больше полутора лет трудилась команда биологов, художников, 3D-модельеров и дизайнеров. В образовательной программе зала - лекции об антибиотиках и строении различных вирусов. Сейчас в музее работает лаборатория, в которой школьники изучают микроорганизмы под микроскопом. А на 2015 год намечено открытие ДНК-лаборатории, на занятиях в которой можно будет узнать, есть ли ДНК живых организмов в кефире, а также увидеть свои ДНК.