Группа депутатов фракции ЛДПР во главе со своим лидером внесла в нижнюю палату парламента законопроект с поправкой в Гражданско-процессуальный кодекс, которая предусматривает обязательное личное участие истца и ответчика при рассмотрении дел о защите чести, достоинства и деловой репутации.
Сейчас, как отмечают авторы инициативы, разбирательство подобных дел в суде, по большей части проходит без участия ответчика. Вместо обидчика в суд приходит его представитель, к которому у истца нет никаких претензий. Ничего плохого он заявителю не сделал, да вообще на глаза попался, быть может, первый раз. Ни обиды, ни злости на него у обиженного нет. Какой может быть разговор? Как выстраивать линию защиты, предъявлять веские аргументы, чтоб неповадно было?
В подобных делах, где присутствует личностный мотив, обидчик, по мнению авторов законопроекта, должен предстать перед тем, чьи честь и достоинство поруганы, лицом к лицу - как на дуэли. Чтобы суд, наблюдая за поведением того и другого, смог "точнее оценить, какая из сторон, участвующих в процессе, права, и на ком, на самом деле, лежит вина за данный конфликт".
Ведь не исключено, что обвинения могут быть и напрасными, а обращение в суд за защитой чести и достоинства всего лишь поводом "для отсуживания денег". Не случайно в большинстве таких исков истец требует именно возмещения за моральный ущерб и лишь в редких случаях - публичного опровержения, отмечается в пояснительной записке к законопроекту.
Авторы законопроекта полагают, что "введя обязательное личное участие истца и ответчика в судопроизводстве по вопросам защиты чести, достоинства и деловой репутации, государство поставит на первое место справедливость, предотвратит метаморфозу неимущественного права в инструмент для получения имущественных благ".
Впрочем, либерал-демократы готовы сделать исключение и разрешить не присутствовать в суде при рассмотрении таких дел в случае смерти гражданина или признания его недееспособным, участия в боевых действия и сборах, выполнения задач в условиях чрезвычайного или военного положения, а также в условиях военных конфликтов. Ну и в других случаях, признанных судом уважительными.