Печальный опыт
Вспомнить хотя бы случай, произошедший в мае этого года в Уфимском районе. Дедушка обнаружил свою 11-летнюю внучку в петле перед компьютером. Позже следователи выяснили, что причина поступка ребенка кроется в бесконтрольном интернет-общении.
Родители девочки были лишены прав, и она жила с бабушкой и дедушкой, которые души в ней не чаяли. Они не видели ничего плохого в том, что внучка, которая всегда была лидером в школе, занималась в нескольких кружках, после уроков часами сидит в интернете. Пожилые люди даже не подозревали, что их малышка вела в социальной сети две страницы. На одной она была самой собой - простой сельской девчонкой, а на второй представлялась 18-летней девушкой, флиртовала с парнями и серьезно обсуждала с новыми знакомыми тему загробной жизни и самоубийства.
Так же трагически оборвалась жизнь и 12-летней уфимки, которая в апреле этого года последовала совету одного из интернет-пользователей, как прогулять школу. Девочка выпила горсть таблеток для сердечников, рассчитывая, что один день проведет в реанимации и потом неделю будет отлеживаться дома. Но врачи не смогли ее спасти.
Еще одна 14-летняя девушка в результате интернет-знакомства пострадала больше морально. Она начала общаться в сети с 26-летним жителем Омска. Поддавшись уговорам, выслала ему фотографию, где снята обнаженной, а затем и видеозапись ее интимной близости с 15-летним другом. После этого новый знакомый начал шантажировать девушку, что распространит видео и фото в интернете, если она не придет к нему в гостиницу для встречи. Уфимка согласилась. После рандеву мужчина, желая продолжить отношения, разослал интимные фото и видео ее одноклассникам, угрожая выложить записи в свободном доступе в сети, если встреча не повторится. О случившемся стало известно родителям девочки, которые заявили в полицию. Педофила задержали, когда он ехал на очередную встречу со своей жертвой.
- Он признал вину в совершении преступления, - уточнила "РГ" старший помощник руководителя управления СКР по РБ Светлана Абрамова.
Цифровой разрыв
Это лишь несколько получивших громкую огласку случаев, когда интернет стал причиной несчастий для детей и их родных в Башкирии. Но на самом деле угроз, которые скрываются в глобальной сети, значительно больше: начиная с банальных вирусов, кражи личных данных, мошенничества и заканчивая опасной для психики ребенка информацией, содержащей насилие, порнографию, пропаганду суицида, азартных игр или наркотиков.
- Всероссийское исследование цифровой компетентности подростков и родителей показало, что 88,6 процента школьников в возрасте от 12 до 17 лет практически ежедневно выходят в интернет, тогда как лишь 53 процента родителей - активные пользователи сети. Они отстают от своих детей в освоении глобальной сети, "обитают" в других ресурсах, предпочитая новостные. Дети же ищут в интернете общения и развлечений. В итоге возникает так называемый цифровой разрыв поколений, - отметил директор по социальным проектам фонда Развития Интернет Владимир Шляпников на прошедшей в Уфе всероссийской научно-практической конференции для работников образования "Цифровое детство: социализация и безопасность".
По словам Владимира Шляпникова, главная ошибка взрослых - недооценка опасностей сети. В соответствии с данными опроса лишь пять процентов граждан используют программы "родительского контроля", которые позволяют оградить ребенка от вредоносного контента. Также взрослые в большинстве своем не считают нужным защищать чад от спама и нежелательных контактов, которые досаждают всем владельцам мобильных телефонов.
По мнению Владимира Шляпникова, для начала родителям не мешало бы зарегистрироваться в любимой социальной сети своего ребенка, чтобы видеть, чем он интересуется, кого добавляет в друзья. Там можно выяснить, как к нему относятся сверстники, не подвергается ли ребенок "кибертравле", не оскорбляют ли его другие пользователи. Ведь, к примеру, за рубежом уже есть случаи, когда такие вещи заканчивались самоубийством подростков.
Попали в паутину
В сети подростки чувствуют себя более уверенными и самостоятельными. Когда же их лишают доступа в интернет, зачастую реагируют агрессивно. Поэтому просто запрет подходить к компьютеру проблемы не решит. Эксперты советуют родителям применять творческий подход. К примеру, некоторые семьи вводят правило: каждая минута за компьютером должна быть предварительно отработана определенным количеством отжиманий. С одной стороны - мотивация, с другой - физическое развитие. В Бельгии родители разрешают детям пользоваться компьютером только в темное время суток до сна, все остальное время - гулять на улице, двигаться.
Решить проблему может и правильная организация деятельности ребенка. К примеру, стоит приучить его пользоваться таймером и ввести распорядок дня. Но главное, говорят специалисты, использовать правило замещения, постепенно вытесняя компьютер личным общением и прогулками.
- Проблема интернет-зависимости для мира не нова. В России пока таких случаев не много, поэтому особенно важно ответить на вопрос: кто не позволит нашим детям дойти до этого состояния? Учитывая вечную занятость родителей, эта задача ложится на плечи педагогов, - считает директор института повышения квалификации и профессиональной переподготовки Башкирского государственного педагогического университета имени Акмуллы Людмила Амирова.
Поэтому в Уфе уже началась подготовка учителей к новой ответственной миссии. Для облегчения их работы созданы специальные уроки, на которых детям простым языком расскажут о рисках и возможностях глобальной сети. Материалы можно найти в открытом доступе в той же всемирной паутине.
По мнению проректора по информационным технологиям БГПУ имени Акмуллы Ильи Кудинова, на самом деле интерес ребенка к компьютерным технологиям и интернету может не только причинить вред, но и принести пользу. Все зависит от того, куда направить этот интерес. Ведь есть немало случаев, когда сеть помогла людям с инвалидностью найти свою вторую половину, зародила в подростках интерес к программированию, дала им возможность участвовать в международных конкурсах и самореализоваться. Поэтому в вопросе, как сложится судьба ребенка, многое зависит от внимательности и поддержки родителей и педагогов.
Справка "РГ"
Всероссийское исследование уровня цифровой компетенции родителей, учеников и учителей показало: дети искренне заблуждаются, что знают об интернете больше взрослых. Они действительно лучше разбираются в коммуникативной и информационной областях, но отстают от родителей в технической и потребительской компетенциях. Как ни удивительно, но лидером во всех четырех направлениях остаются учителя.
69 процентов подростков в числе самых нужных вещей называют компьютер и интеренет.