Суть проблемы вот в чем. В мае 2013 года представитель Всероссийской организации интеллектуальной собственности (ВОИС) обратил внимание на музыку, которую крутили в магазине мужской одежды. Выяснив, что владельцы торговой точки не заключили договор с правообладателями, ВОИС обратилась в арбитражный суд с иском в интересах нескольких отечественных поп-исполнителей - Дениса Майданова, Валерия Меладзе и Евы Польна. Этот иск был удовлетворен судом первой инстанции.
Но хозяева торговой точки подали апелляционную жалобу. При ее рассмотрении у судей возникли вопросы относительно конституционности нормы, на которую опирались представители ВОИС.
По положениям Гражданского кодекса в настоящее время коллективная организация по управлению авторскими правами (как, например, ВОИС) вправе действовать в интересах правообладателей без договора с ними. В Пятнадцатом арбитражном апелляционном суде обратили внимание на то, что при вступлении нашей страны во Всемирную торговую организацию Россия заявляла о намерении к 2013 году отменить эту норму.
Судьи сочли, что ее сохранение в силе противоречит статье 15 Конституции РФ. Эта статья устанавливает приоритет международных договоров перед федеральными законами. Для разъяснения арбитражные судьи и обратились с запросом в Конституционный суд.
Согласно федеральному закону заключенные Россией международные договоры могут действовать как непосредственно, так и через принятие специальных нормативных актов.
Как отмечает КС, Протокол к Соглашению о присоединении России к ВТО является частью российской правовой системы. В то же время решение вопроса о непосредственном его действии не входит в компетенцию Конституционного суда. Равным образом суд не уполномочен разрешать вопрос о соответствии законодательства международным договорам. В то же время, как подчеркивается в Определении Конституционного суда, Конституция исходит из принципа добросовестного выполнения международных обязательств.
Суд указал в этой связи, что меры по выполнению международных соглашений принимаются президентом и правительством, а их непосредственная реализация - уполномоченными органами власти.