Александр Беляев, эксперт по бизнес-брокериджу, директор Барнаульского представительства компании "Бизнес на продажу":
- Франчайзинг - это продажа готовой схемы бизнеса - франшизы тому, кто хочет продавать товар или предоставлять услуги уже известного, "раскрученного"бренда, - поясняет директор Барнаульского представительства компании "Бизнес на продажу". - При этом важной составляющей франчайзинга является сопровождение покупателей франшизы - франчайзи со стороны владельца бизнеса - франчайзера. Франчайзи получает готовый бизнес-план, смету расходов, рекомендации по покупке оборудования, размещению бизнеса, подбору и обучению кадров, продвижению и логистики. Это значительно снижает риски начинающих предпринимателей. По статистике при самостоятельном создании бизнеса из 10 компаний выживают только три, с франчайзингом "выживаемость" возрастает до 8 из 10.
Если для начинающих предпринимателей франшиза - это быстрый и достаточно надежный способ открыть свое дело, то для франчайзера - возможность очень быстро расширить, масштабировать бизнес.
Конечно, франчайзинговая система не дает стопроцентной гарантии, что уже действующий бизнес будет успешно развивается в конкретном городе или регионе. Многое будет зависеть от спроса на данный вид товара или услуг, покупательской способности населения. Чем известнее бренд, тем больше придется заплатить за него единовременный паушальный взнос и тем выше будут ежемесячные отчисления - роялти (чаще всего проценты с продаж или доходов - прим. ред.). Франшиза на известные мировые бренды стоит очень дорого, но их популярность является своеобразной гарантией "выживаемости" бизнеса. Хотя конечно, и она не стопроцентная. В Барнауле, например, не смогли "прижиться" такие известные мировые бренды, как "Баскин Робинс" и "Синабон". При этом есть примеры, когда местным предпринимателям удалось с нуля создать бизнес и очень быстро его масштабировать благодаря франчайзингу.
Но есть и случаи, когда предприимчивые "франчайзеры" продают "вывеску без технологий". Эти ситуации возникают из-за пробелов в законодательстве. Сегодня в российском правовом поле просто нет таких понятий как "франчайзинг" и "франшиза". Все сделки по продаже бизнеса у нас регистрируются в виде договора коммерческой концессии, который предусматривает передачу права использования торговой марки (бренда).
В принципе коммерческие организации или предприниматели могут заключить любой договор - у нас в России свободная договорная система. Но если договор концессии не прошел государственную регистрацию, он считается не действительным. Не имея зарегистрированного товарного знака, франчайзер не сможет зарегистрировать договор концессии и в случае судебного спора сделка будет считаться не действительной.
Не урегулированность правовых вопросов - не единственная проблема, с которой приходится сталкиваться франчайзерам и франчайзи. Из-за пробелов в законодательстве эта категория предпринимателей не может претендовать на особые условия кредитования. Сегодня банки им могут предложить только стандартный кредит на развитие малого бизнеса под 18 процентов годовых, тогда как за рубежом бизнес, работающий по системе франчайзинга, кредитуется по льготной ставке с учетом его высокой "выживаемости".
Но, несмотря на все проблемы, франчайзинг, как инструмент инкубирования и расширения бизнеса, сегодня набирает обороты в России. Однако до мировых показателей развития этого института нам еще далеко. В США, например, около 45 процентов предпринимателей начинают свой бизнес с приобретения франшизы, а в России пока только пять процентов.