Специалисты считают, что внедрение МСФО позволяет российской компании говорить на одном языке со своими зарубежными акционерами, контрагентами, партнерами.
"Английский - международный язык общения, МСФО - международный язык бухгалтерского общения. И как английский не является совершенным языком в мире, так и стандарты МСФО не самые совершенные, - считает Игорь Сухарев, начальник отдела методологии бухгалтерского учета и отчетности минфина. - У них много пробелов, противоречий. Но на сегодняшний день это лучшее, что создала международная практика. С определенного времени Совет по международным стандартам все специалисты мира стали воспринимать как орган, в котором формируется лучшая практика. Любой методологический вопрос сразу вносится в Совет по стандартам, и это отражается в принятии новых стандартов или внесении изменений в существующие".
С отчетности за 2015 год в обязательном порядке применять МСФО будут обязаны негосударственные пенсионные фонды, управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, клиринговые организации, организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам путем их включения в котировальный список и которые составляют консолидированную финансовую отчетность по отличным от МСФО международно признанным правилам. А также ФГУПы и ОАО, акции которых находятся в федеральной собственности, но не все, а только включенные в перечень, который утверждается правительством РФ. МСФО они обязаны применять с того года, в котором они были включены в перечни. В методичке минфина по документам бухучета и МСФО перечислены действующие федеральные стандарты бухучета. Так, переведен и принят 41 стандарт IAS и 13 стандартов IFRS.
Другие страны, которые осуществляют переход на МСФО одновременно с РФ, готовы поделиться собственными результатами, которые принесло им применение международных стандартов отчетности. "В Приднестровье переход к применению ряда ключевых МСФО состоялся 1 января 2011 года. По мнению профессиональных бухгалтеров и аудиторов, это позволило существенно повысить качество бухгалтерской отчетности и благоприятно сказалось на инвестиционном климате, - рассказывает Александр Мартынов, советник по экономическим вопросам Председателя Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики. - Переход положительно повлиял на государственную политику в сфере налогообложения. В результате анализа полученных от компаний данных был откорректирован размер налоговой нагрузки на экономику, размер бюджетного дефицита в процентах к ВВП и другие показатели".
Для России переход к МСФО не менее важен, ведь мы уже давно живем в рыночной экономике, а наш учет до сих пор находится в Советском Союзе. "Мы перешли от административной экономики к рыночной. И нормы учета мы должны тоже перевести от административных к рыночным. К примеру, у нас есть акт приемки-передачи основных средств. Само понятие такого документа к рыночному учету не подходит, - заявляет Игорь Сухарев. - Потому что такого акта не может быть. Я могу передавать объект имущества, недвижимости или оборудования. А основным средством я могу только что-то признать. Когда состоялся факт хозяйственной жизни и объект был передан компании".
Внедрение фактически новой системы отчетности кажется очень сложным. Многие недоумевают - почему нельзя принять те же правила в рамках российского законодательства, зачем мы занимаемся переводом и внедрением "чужих" стандартов? "Потому что когда мы прописываем эти нормы, похожие на МСФО, то они не работают так, как это предполагалось авторами стандартов, - утверждает Сухарев. - И даже когда одинаковые фразы написаны в МСФО и Положении по бухгалтерскому учету (ПБУ), они применяются по-разному. Так, 29-й пункт ПБУ 6 о списании объекта основных средств повторяет то же самое, что прописано в МСФО. Что объект списывается, когда он физически выбывает или когда перестает приносить экономические выгоды, но физически остается целым и невредимым. Первая ситуация абсолютно нормальна: выпало имущество - выпал актив. Вторая ситуация у нас не работает, хотя она прописана в ПБУ".
Особенно странно эта ситуация смотрится в том случае, если объектом имущества является недвижимость. "Если это недвижимость - то я значусь ее собственником в реестре, я же должен ее содержать и нести расходы. И даже так: если есть расходы по какому-то объекту, то он должен отражаться в качестве актива. Это нонсенс, - заявляет Сухарев. - В качестве актива должно отражаться то, что приносит доходы. А не то, что генерирует расходы. Если объект является не благом, а бременем, то это должно отражаться в обязательствах. У нас, кстати, есть для этого норма".
При этом в МСФО до сих пор остаются белые пятна. Особенно тяжело, если они касаются традиционных для российской экономики практик. "Такое ощущение, что авансами никто не расплачивается в экономике. Потому что МСФО их не рассматривает. Я смотрю все проекты и понимаю, что в ближайшее время ими заниматься и не собираются", - недоумевает Сухарев.
Многие крупные компании уже внедрили у себя МСФО и активно призывают к этому остальных. Тем, кто считает этот процесс трудоемким и сложным, предлагают оценить имеющиеся ресурсы и начинать действовать. "Стратегия перехода и количество задействованных ресурсов зависят от того, чем компания располагает. В компании есть три ресурса, которые между собой пересекаются: сотрудники, время и деньги, - рассказывает Андрей Ковалев, главный бухгалтер авиакомпании "Трансаэро" и пропагандист внедрения МСФО в российских компаниях. - Если у вас есть сотрудники и время - ваши сотрудники делают то, что им надо делать, а вы не тратите деньги на внешних консультантов для перехода на МСФО. Если у вас есть деньги и сотрудники, но нет времени, вы привлекаете внешних консультантов и переходите на МСФО быстрее. Если у вас нет сотрудников, но есть время и деньги, вы ищете сотрудников и платите им за подготовку отчетности". Ковалев отмечает, что сейчас все меньше компаний, которые совсем не используют МСФО, и очень много таких, которые находятся в процессе их внедрения.