Открыла пресс-конференцию заместитель Минобрнауки Наталья Третьяк которая отметила, что несмотря на некоторые опасения относительно сроков, благодаря активной позиции профессионального сообщества все удалось успеть вовремя. Также она напомнила, что поскольку в течение последних пяти лет дети не писали сочинение в форме итоговой аттестации, Министерство приложило все усилия, чтобы сделать творческие задания максимально комфортными для школьников.
- Первые итоги проведения пробного сочинения и сегодняшнего дня показывают, что мы сделали правильные шаги в верном направлении. Мы рассматривали творческую работу не только как экзамен по русскому языку и литературе, а скорее, как некий тест на зрелость, поэтому при определении тем сочинений исходили из того, что они должны писаться все-таки на общефилософские темы, но с опорой на литературные произведения. Таким образом, сегодняшние работы позволяют проверить не только насколько человек владеет грамотой, но и его способность анализировать, делать выводы, аргументировать свою позицию, - пояснила Наталья Третьяк.
Именно поэтому российские вузы будут начислять за школьное сочинение дополнительные баллы при поступлении.
- После проверки написанных работ предполагается, что вузы учтут эти результаты в рамках вступительной кампании, которая ожидает нас этим летом, - отметил Игорь Реморенко. - Всего, к тем индивидуальным достижениям, которые представят школьники, вузы могут начислить до 20 баллов и сегодняшнее сочинение займет одно из центральных мест в списке таких заслуг. Например, в нашем университете можно набрать до 15 дополнительных баллов при поступлении. Они делятся следующим образом: 3 балла - за различного рода спортивные достижения, 2 балла - за диплом с отличием, 5 баллов - за участие в различных олимпиадах и еще 5 баллов за результаты сочинения. Мы решили брать его в зачет не на всех направлениях подготовки, но на таких как лингвистика, филология, преподавание русского языка и литературы, творческое задание может принести абитуриентам дополнительные баллы.
В свою очередь Наталия Солженицына обратила внимание на то, что за последние годы мы "упали в российском школьном образовании" и в этом свете попытка вернуть сочинение более чем своевременна.
- Критиков того, как в данный момент проходит сочинение, было есть и будет очень много, - рассказала она, - но нет ни одного человека, который бы сказал, что возвращать сочинение в школы не нужно. В этом наше общество единодушно, что лично меня очень радует и позволяет надеяться на то, что в скором будущем уровень российского образования изменится в лучшую сторону.
Как отметила Инна Карпова, сочинение в школе было всегда, но в той форме, в которой оно проходило сегодня, мы видим его впервые.
- Главной целью было отойти от шаблонов, по которым обычно пишутся такие работы, прокомментировала она. - Помните, как мы с вами описывали в школе образ Катерины из "Грозы", образ Базарова и т.д? От нас в первую очередь требовали сравнительные характеристики, сухое изложение прочитанных учебников по литературе, что называется, без души. Не скрою, подобные темы интересны далеко не всем, поэтому дети привыкли списывать из интернета и всевозможных сборников, лишь бы от них отстали.
По словам педагога, сегодняшнее сочинение принципиально отличается тем, что школьнику предлагается изложить свои мысли, свое восприятие мира, посредством обращения к литературе. Круг таких произведений не ограничен ничем. В этом заключается большая педагогическая победа над стереотипностью мышления.
- Сегодня было предложено пять тем сочинений, - продолжила Инна Карпова. - "Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне", "Что важнее, любить или быть любимым?", "Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть?", "Чем творчество Лермонтова может быть интересно современному читателю", "Природа и внутренний мир человека. Созвучие и диссонанс". Возможно, представленные темы обусловлены тем, что сочинение мы пишем в декабре, когда не все писатели еще изучены.
По мнению Оксаны Решетниковой, Минобрнауки удалось достигнуть поставленной цели: заставить сегодняшних школьников думать и познавать.
- Именно в преддверии экзаменационного дня мы наблюдали такую тенденцию: отчаявшись в попытках найти темы сочинения на пиратских ресурсах, а это в принципе невозможно, потому что утечек информации не было да и быть не могло, ребята начинали активно общаться на форумах, обсуждая литературные произведения, читать книги, делиться друг с другом впечатлениями, - заявила она. - В общем мы наблюдали настоящий "литературный" бум, который был вызван даже не потребностью к определенному числу подготовиться к сочинению, а тем, что просто интересно читать. И это один из тех огромных плюсов, который мы сегодня отметили.
Пресс-конференция "Возвращение в школу выпускного сочинения"