Сергей Юрьевич, ФССП не только возвращает деньги должников, но и предлагает механизмы, упрощающие этот процесс. Много шума, например, наделала инициатива изымать водительские удостоверения у злостных алиментщиков. Оппоненты считают это драконовской мерой.
Сергей Щебекин: Подобные законы действуют в Англии, Израиле, Чехии. В Беларуси эта мера оказалась очень эффективной - на 30 процентов сократилась сумма долгов по алиментам. А по поводу драконовских мер… Я как раз считаю гораздо более суровой уголовную ответственность за неуплату алиментов - реальное лишение свободы. Наши предложения, наоборот, направлены на декриминализацию состава преступления, на защиту детей. Странная логика у противников этого предложения: по их мнению, алиментщика легче лишить свободы, чем прав на управление автомобилем. Причем заметьте: мы говорим не обо всех должниках, а лишь о тех, кто в розыске по алиментам, а у нас таких более тысячи человек. Мы вряд ли найдем их теми способами, которые нам доступны, - никакого имущества у них нет. Они прекрасно понимают: если где-то что-то зарегистрируют, информация всплывет и приставы их найдут. У нас остается только запрет на выезд за границу и та мера, которую мы предлагаем. Ведь все просто: сведения о лишении прав попадает в единую базу розыска, и если должника остановит инспектор ГИБДД, к примеру, в Москве, то заберет у него права. Документ перешлют по месту регистрации, то есть в Свердловскую область, куда должник и явится, а здесь мы вручим ему предупреждение об уголовной ответственности за неуплату алиментов. Без этой процедуры возбудить уголовное дело мы не вправе. Должник будет осознавать, что может попасть в такую ситуацию, и количество алиментных дел пойдет на убыль.
Уральские приставы с начала года выдворили из России около тысячи мигрантов. Сколько денег на это потрачено? Это бюджетные средства или деньги национальных диаспор? Есть с ними какие-либо соглашения?
Сергей Щебекин: Не могу сказать о договоренностях, это решается, как правило, в индивидуальном порядке. В прошлом году мы потратили пять миллионов на выдворение 800 человек, около пяти миллионов сэкономили. В 2014-м показатели шесть и шесть миллионов соответственно. Знаете, не наша задача думать, где взять на это деньги. Но как гражданин и налогоплательщик я считаю, что при въезде в РФ с иностранца должны брать депозит - сумму, обеспечивающую в случае нарушения закона его отправку на родину. Мы не можем предугадать, сколько мигрантов будет задержано, наша функция - выдворить их, а на это приходится тратить бюджетные деньги.
Как компенсируются затраты на перевозку мигрантов?
Сергей Щебекин: За счет штрафов. В прошлом году была проблема: назначаем штраф и выдворяем человека, а постановление о штрафе еще не вступило в законную силу. Теперь за нарушение миграционного законодательства штраф можно взыскать на следующий день без стандартного 60-дневного срока и 10 дней на обжалование. Иногда билеты своим соотечественникам покупают диаспоры.
Может ли пристав пойти на уступку и дать отсрочку по взысканию долга?
Сергей Щебекин: Пристав исходя из конкретной ситуации, конечно, может отсрочить исполнение решение суда, но не более чем на 10 дней. Большее законом не предусмотрено. Даст ли это должникам возможность погасить долг? Не уверен. До момента исполнения решения суда иногда проходит несколько лет, в течение которых эти вопросы можно решить. Пристав ведь не лишает должника собственности сразу, а лишь описывает ее с целью заставить должника расплатиться. Имущество остается на ответхранение хозяину, дескать, думай: счет у тебя арестован, телевизор описан, есть еще неделя-две, чтобы расплатиться до момента начала реализации имущества. Нужен тебе телевизор - ищи деньги, чтобы его выкупить. Нет - продадим его или предложим взыскателю. Имущество стоимостью до 30 тысяч рублей мы имеем право предлагать, и этот механизм сейчас работает. Но вот что примечательно: претензии и просьбы должник обычно адресует приставу, хотя убеждать надо было суд и именно там заявлять ходатайства о рассрочке или отсрочке платежа.
Недавно узнал, что представители вашей службы работают в поисковых отрядах, участвуют в раскопках на местах боев Великой Отечественной войны, ищут останки советских воинов.
Сергей Щебекин: Это действительно так. Нынче я тоже был на раскопках в Орловской области, в тех местах, где в 1942 году погибло около 200 тысяч наших воинов. Когда находишь останки павших и, если повезет, в медальоне окажется записка с данными погибшего, то в этот момент павшему бойцу возвращается имя, он снова обретает родных, которые ничего не знали о нем многие годы. Это чувство трудно передать словами. Понятно, что не все останки имеют медальоны, из 180 солдат в прошлом сезоне только у четырех их нашли. На фронте считалось плохой приметой носить их на себе. Кстати, рядом с нами на "Вахте памяти" был директор ФССП - главный судебный пристав Артур Парфенчиков: и на раскопках, и у костра вечером. С ним можно было и о жизни поговорить, и о службе, и все проблемы обсудить. В этом году под Орлом работали более 200 человек из 30 региональных подразделений службы. Вместе со мной с Урала приехали четыре человека. Никто их не заставлял, не приказывал, все поехали за свой счет. Использовали отгулы за сверхурочную работу, за сдачу крови. У меня отгулов тоже накопилось изрядно. Ребята в следующем году собираются на раскопки в Крым, там много безымянных могил времен войны. И кто знает, кого мы там найдем.
Как обстоят дела с уплатой алиментов в нашем регионе?
Сергей Щебекин: У нас, что отрадно, с этим не так плохо, как в среднем по стране. В 2014 году дел, связанных с неуплатой алиментов, возбуждено на пять с половиной тысяч меньше, чем в 2013-м, - всего 47 тысяч исполнительных документов. По 25 тысячам дел все деньги выплачены. Это означает, что механизм принудительного взыскания алиментов работает. Люди стали решать свои проблемы в семье, не вынося их в суд. Ну и мы тоже, конечно, работаем. Я, например, убежден: не надо спешить сажать должника за решетку. К сожалению, общество не всегда задумывается о том, как уголовное наказание родителя скажется на ребенке. Скажем, вырастет сын, захочет работать в правоохранительных органах или на госслужбе, а его могут не взять, поскольку отца осудили за неуплату алиментов. Никто не станет разбираться за что, главное - осужден по уголовной статье. Так с благими целями сегодня можно испортить жизнь тысячам маленьких граждан. Поэтому мы заключаем с муниципалитетами и службами занятости договоры о трудоустройстве должников, предоставляя им возможность избежать лишения свободы и расплатиться.
- В позапрошлом году директор ФССП Артур Парфенчиков на раскопках в Калужской области нашел останки пяти советских бойцов. У двоих оказались медальоны с фамилиями, оба родом из Удмуртии. А позже на концерте в Москве в честь Дня судебного пристава, где выступали "Бурановские бабушки", одна из них, самая маленькая и бойкая, попросила Парфенчикова подняться на сцену. Оказалось, один из двух найденных солдат - дед этой участницы ансамбля, и она со слезами на глазах благодарила директора ФССП за то, что он вернул их семье без вести пропавшего родственника. Зал был потрясен. Мы занимаемся не только увековечиванием памяти героев Великой Отечественной войны, у нас есть подшефный детский дом, в котором обучаются музыкально одаренные дети. Мы каждый квартал сдаем кровь для больных детей, - рассказал Сергей Щебекин.
Управление Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области: сайт
Телефон доверия: (343) 286-06-53.