09.12.2014 00:36
Экономика

Средний чек в супермаркетах Северо-Запада сократился на 25%

Сетевые ретейлеры прогнозируют упрощение рынка
Текст:  Вера Черенева
Российская Бизнес-газета - : №47 (976)
Средний чек в супермаркетах Северо-Запада сократился на 25%. Эксперты видят в этом как отражение общей экономической ситуации, так и последствия санкций, когда часть импортных продуктов из сегмента премиум пропала с прилавков.
Читать на сайте RG.RU

В то же время требования сетевых ретейлеров к поставщикам значительно снизились, а потому у многих компаний появился шанс войти на рынок и существенно нарастить производство. При этом эксперты прогнозируют, что потребители уже в ближайшее время пересмотрят отношение к покупкам и в выигрыше останутся только те компании, которые смогут правильно предсказать ситуацию на рынке.

- У российского покупателя до последнего времени была характерная особенность. Определенную часть своего дохода он использовал, чтобы показать свое преуспевающее положение. К таким тратам можно отнести приобретение гаджетов в кредит, посещение статусных ресторанов, покупку продуктов премиум-класса при походе в гости. За счет этого желания казаться богаче существовали целые магазины, - полагает президент консалтинговой компании "Контакт-Эксперт" Григорий Трусов. - Более того, многие предприятия целенаправленно делали ставки на респектабельных покупателей, понимая, что львиную долю их клиентов составляют те, кто просто хочет казаться таковыми. Сейчас ситуация изменилась, люди стали считать деньги и они больше не будут бросаться наличностью, чтобы повысить свой статус в глазах окружающих.

Эксперт прогнозирует, что в связи с этим значительные изменения ждут продуктовый ретейл. По его мнению, со специализированными магазинами премиум-класса ничего не случится. Более того, в этом сегменте уже сейчас наблюдается рост, связанный с увеличением суммы чека из-за удорожания импортной продукции.

- Наценку мы не меняли. А вот "входная" цена в некоторых категориях фреш выросла на 30-40%. Не удивительно: рыбу из Чили или Фарерских островов дороже привезти, чем из Норвегии, - утверждает Илья Штром, генеральный директор сети супермаркетов "Лэнд".

Ретейлеры в России будут сами следить за ценами

Штром утверждает, что спрос на такие продукты, как замороженный итальянский хлеб, сохранился в прежнем объеме, и поставки не сокращаются.

Нет перестановок и в супермаркетах экономкласса. А вот торговым точкам, ориентированным на потребителя со средним уровнем дохода, скорее всего придется пересмотреть свою товарную политику.

- Из-за роста цен на заграничные товары часть продукции, которая ранее относилась к среднему классу, перейдет в разряд премиальной и окажется недоступной для потребителя с небольшими доходами. В свою очередь рынок продукции эконом-класса эластичностью не отличается и все ниши здесь уже заняты, - уверен действительный государственный советник РФ, президент компании экспертного консультирования "Неокон" Михаил Хазин.

Ситуация может заставить ретейлеров пересмотреть продуктовую линейку. Пока супермаркеты противостоят этой тенденции за счет договоров с новыми поставщиками. Анна Тищенко, директор департамента регионального категорийного менеджмента X5 Retail Group N.V отмечает, что за последние полгода ротация в молочной продукции составила 15%. После введения санкций удалось заместить все позиции, даже мягкие сыры вроде моцареллы или маскарпоне, по которым было больше всего опасений. Неожиданностью для ретейлеров стало отсутствие конкурентоспособных российских сыров твердых сортов. Остались незамещенными позиции по сырам с плесенью.

- Когда ситуация была на пике, покупатель набирал те или иные виды, к которым он привык. Сейчас наша полка представлена российскими и белорусскими производителями, но люди снизили покупки в данном сегменте, - признает Анна Тищенко.

Илья Штром уверен, что нормализации ситуации будет способствовать рост производства продукции под собственным брендом. Ее стоимость получается ниже за счет сокращения затрат на продвижение и дистрибуцию. Но позволить себе собственную марку могут только крупные федеральные сети.

Несмотря на сложную ситуацию, торговля продолжает оставаться стабильно развивающейся сферой. По данным Росстата, число прибыльных организаций в отрасли составляет 79,8%. Рост в сфере торговли продуктами достиг 2,7%. По мнению экспертов, ретейл и дальше будет работать "в плюс".

Товары и цены СЗФО