- Главное, что определяет место страны с точки зрения глобальной конкуренции - это развитие технологий. Ключевая задача для России на ближайшие 5 лет - качественная реконструкция технологического контура, переход на новые компоненты и материалы. Определять развитие экономики в этот период будет инфраструктура: строительство высокоскоростных железнодорожных магистралей и малых аэропортов, энергетических и коммуникационных сетей - всего того, что обеспечивает связь между частями огромной территории, - рассуждает Павел Лукша, директор образовательных программ Московской школы управления "Сколково".
Поскольку создание новых отраслей - дело не быстрое, лидерские позиции, по мнению ученого, поначалу возьмет на себя машиностроение и IT. "Цифра" вообще может стать тем самым мостиком, по которому достижения передовых технологических держав будут проникать в отечественный промкомплекс. Повестка следующего 10-летия: Green&lean, экологические технологии, которые, вопреки стереотипам, могут удешевлять производственный процесс; перестройка агроиндустрии; децентрализация генерации; переход к так называемой системе управления 4.0 (полностью автоматизированным, киберфизическим заводам) и "Интернету вещей".
- К 2035 году наверняка уйдут в прошлое гигантские индустриальные комплексы, их заменят высокоавтономные системы и 3D-печать, которая станет дешевой и массовой. Города потеряют статус центров промпроизводства, ручной труд в большинстве случаев исчезнет, как и "офисный планктон". Беспилотный транспорт, наземный и воздушный, радикально изменит производственно-товарную логистику и трудовую миграцию. Люди будут жить в высоконасыщенной и максимально комфортной для них цифровой среде, дополненная реальность станет широкодоступной, в том числе для профобучения, - рисует картину будущего Павел Лукша.
Именно компетенции национальной экономики 2030-2035 годов должны определять содержание профобучения сегодня. Как заявил замминистра промышленности и торговли РФ Глеб Никитин, в 2015 году стартует национальная инициатива "Новые производственные технологии", в рамках которой появятся подпрограммы по робототехнике, аддитивным технологиям, инженерной 3D-графике. Результатом уникального для России исследования "Форсайт компетенций 2030" стал "Атлас новых профессий", который включает в себя специальности, актуальные в среднесрочной и долгосрочной перспективах, а также перечень крупнейших в секторе работодателей, готовящихся к внедрению новых технологий.
Надо думать о промышленности будущего, чтобы готовить кадры для себя, а не для других государств. В первую очередь необходимо обеспечить низовую мотивацию: невозможно насильно научить чему-либо передовому, если человек не хочет. И наоборот: если человек хочет, он и сам научится, и начнет перенастраивать существующую систему. Такие соревнования, как WorldSkills Hi-Tech, позволяют молодежи проявить инициативу. Более того, участники, возвращаясь на свои предприятия, становятся своеобразными точками роста, прокомментировал представитель минпромторга.
Надо признать, что дефицит трудовых ресурсов в условиях импортозамещения и опережающего развития обрабатывающих отраслей ощущают не только в России. В Бразилии и Индии, к примеру, пытаются с этим бороться путем налога на подготовку кадров по стандартам WorldSkills (1% от оборота промышленных компаний). В Китае взяли курс на создание высококонцентрированных бизнес-парков, где для сотен резидентов организуются сквозные лекции и курсы по подготовке кадров. Россия решила вернуться к системе дуального образования, но на базе современных образовательных стандартов. Сейчас в 11 пилотных регионах реализуются экспериментальные проекты школа - ссуз - вуз - завод на принципах ГЧП. Несколько из них - в Свердловской области. В 2015-м они станут частью комплексной программы "Уральская инженерная школа".
Свердловская область относится к числу 10 регионов, которые производят 45% промпродукции в стране. Базовые отрасли - металлургия и машиностроение. "Для нас воспитание рабочих, инженеров - задача стратегическая", - поясняет губернатор Евгений Куйвашев.
Сегодня предприятия региона укомплектованы инженерами, конструкторами и технологами лишь на 70%. Количество профориентационных центров за последние 20 лет сократилось в разы, к примеру, в Екатеринбурге из 150 осталось 6. Как следствие, каждый второй молодой специалист жалеет о выборе факультета. "Уральская инженерная школа" призвана снять остроту этих проблем. В ней два крупных блока. Первый нацелен на раннюю профориентацию. В частности, планируется создавать в детских садах кружки юных натуралистов, техников, проводить тематические игры. Следующий этап - школа, где делается упор на естественнонаучные дисциплины, проектную деятельность, создание конструкторских бюро совместно с предприятиями. К выпуску школьники должны более-менее четко понимать, кем хотят быть. Второй блок программы посвящен собственно профессиональной подготовке кадров. Здесь в роли проектного офиса выступает областной минпром, который координирует создание ресурсных центров, центров развития компетенций, базовых кафедр.