Правда, ни для АФК "Система", ни для Урала Рахимова так называемое дело "Башнефти" на этом не заканчивается. Напомним, что истцом по делу о незаконной приватизации предприятий башкирского ТЭК выступала Генпрокуратура. Ответчиками - подконтрольная Владимиру Евтушенкову АФК "Система" и ее дочка "Система-Инвест".
Структуры Евтушенкова, который сейчас живет под домашним арестом в подмосковной Жуковке, начали скупать энергетические компании Башкирии еще в 2005 году. Они поэтапно увеличивали доли в "Башнефти", четырех НПЗ, "Башкирнефтепродукте" и "Башкирэнерго". В итоге собрали контрольные пакеты этих компаний за 2 млрд долларов. АФК в приватизации не участвовала. "Система" выкупала акции "Башнефти" у группы "Уралинвест", связанной, по данным правоохранительных органов, с сыном экс-президента Башкирии Уралом Рахимовым.
Сейчас срок следствия по делу "Башнефти" продлен до 28 апреля 2015 года. А глава АФК "Система" Евтушенков останется под домашним арестом до 16 марта.
Именно приватизационные сделки с участием Рахимова Генпрокуратура требовала признать незаконными. Они проходили в 1990-х. Тогда нефтяные, энергетические и нефтеперерабатывающие предприятия Башкирии скупали фирмы, связанные с группой "Башкирский капитал". Бенефициаром бизнеса, построенного на активах, которые распродавались из республиканской собственности, следствие считает Урала Рахимова. В Генпрокуратуре уверены, что оспариваемые активы изначально были в федеральной собственности, а башкирские власти принимали решение о приватизации без разрешения федерального центра.
Счетная палата еще в начале 2000-х назвала приватизацию башкирского ТЭКа "самым беспрецедентным случаем похищения активов из госсобственности". Расследование по итогам этой проверки началось и ничем не закончилось. Оно возобновилось только в 2014 году.
Главным подозреваемым по делу о крайне непрозрачных приватизационных схемах в Башкирии проходит сам Урал Рахимов, он находится в федеральном розыске и вины своей не признает. Юристы АФК "Система" настаивают на чистоте сделки по вхождению в капитал компаний башкирского ТЭКа.
У следствия другая точка зрения. По их мнению, руководство АФК знало о юридической уязвимости башкирского ТЭКа и "Система" вошла в бизнес с существенным дисконтом. Что остается без "Башнефти" у АФК "Система"? Она владеет сотовым оператором МТС, сетью "Детский мир", поликлиниками "Медси", туроператором "Интурист", развивает НИС ГЛОНАСС, внедряющую навигационные технологии в гражданские проекты, и прочее.
Но последствия "дела "Башнефти" для "Системы" могут быть с неприятными продолжениями. Ведь Следственный комитет в самом начале требовал расширить претензии. СКР заявлял о желании обязать "Систему" вернуть не только акции "Башнефти" в госсобственность, но и полученные с них дивиденды за все годы владения. Для АФК это 142,5 млрд руб, а для "Системы-Инвест" - 47,5 млрд руб.
"Система" в свою очередь готовит иски к структурам Урала Рахимова о взыскании ущерба от введения в заблуждение.