Как отметил глава Прикамья, в нынешней непростой геополитической ситуации развитие транспортного комплекса - грамотный вектор работы, который может принести значительный синергетический эффект во многие отрасли.
- Здесь важно выбрать те направления, которые в будущем оптимально скажутся на экономике конкретных регионов, - заявил Виктор Басаргин. - К примеру, в Пермском крае за 10 месяцев объем перевозок по железным дорогам увеличился на 11 процентов, что связано с работой горнодобывающего комплекса, машиностроительных предприятий. При этом возможности железнодорожной инфраструктуры в Прикамье исчерпаны полностью, и она нуждается в повышении пропускной способности. Крайне перспективным в этой связи представляется проект "Белкомур".
По словам Виктора Басаргина, "Белкомур" дает возможность вовлечения в Северный морской путь грузопотока как Пермского края, так и Ямала, Сибири, а также развития трех морских портов. "Белкомур" - это фактически продолжение Северного широтного хода, он соединит Ямало-Ненецкий автономный округ с Пермским краем, Республикой Коми, Кировской областью - с дальнейшим выходом на Санкт-Петербург.
Участники встречи обсудили возможности реализации инвестиционных проектов по развитию транспортной инфраструктуры совместно с частным бизнесом. В качестве примера такого сотрудничества, базирующегося на принципах государственно-частного партнерства, губернатор Прикамья привел строительство обхода города Чусового и моста через реку Чусовая на дороге "Пермь - Березники".
По словам главы региона, в связи с выходом транспортного коридора "Томск - Сургут - Ханты-Мансийск - Ивдель" в Пермский край интенсивность движения грузового транспорта по направлению Ивдель - Чусовой - Пермь выросла в четыре раза - до 2 тысяч большегрузных автомобилей в сутки. А так как дороги в Чусовом не предназначены для такого трафика, пропускная способность всего транспортного коридора, пронизывающего сразу несколько субъектов от Омска до Санкт-Петербурга, резко ухудшилась. Для выноса транзитного транспорта из города необходимо строительство обхода в 6,8 километра стоимостью 2,1 миллиарда рублей.
- Часть средств в бюджете края уже предусмотрена. Однако потребуется и поддержка федерального центра. Если проект будет включен в программу минтранса с конкретными суммами и сроками, то появится возможность привлечь инвестора и незамедлительно начать работы при условии, что в дальнейшем затраты инвестора будут компенсированы за счет средств, заложенных государством, - отметил глава Прикамья.
Что касается проекта строительства моста через реку Чусовая на автодороге "Пермь - Березники", то сегодня, пояснил Виктор Басаргин, вместе с Внешэкономбанком подготовлена финансовая модель, проект прошел госэкспертизу. Возведение мостового перехода предполагается на условиях концессионного соглашения - 50 процентов проинвестирует государство, 50 процентов - частный партнер. Дело за малым - за государственной поддержкой внедрения механизма концессии.
По мнению председателя Общественного совета Минтранса России Михаила Блинкина, проекты, озвученные губернатором Пермского края, имеют глобальное значение. Совокупность этих гигантских макрорегиональных проектов - Северной широтной дороги "Пермь - Ханты-Мансийск - Омск", "Белкомура" и северного широтного хода с переходом через Обь в районе Салехарда - добавит оптимальности всей транспортной системе России.
После рассмотрения предложений губернатора Прикамья Минтрансом России принято решение о поддержке проектов строительства моста через реку Чусовую и обхода города Чусового. Как сообщил глава региона, их реализация начнется уже в следующем году.