11.12.2014 00:20
Общество

Журналы для детей придумали новые способы привлечь читателей

Детские журналы не по-детски борются за жизнь и осваивают новые территории
Текст:  Андрей Васянин
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №283 (6555)
Российские журналы для самых маленьких, для того, чтобы выжить, должны по-настоящему сражаться за читателя.
Читать на сайте RG.RU
Журнал "Мурзилка"

"Кукумбер" против компьютера

Не нужен мне велик,

не нужен и скутер,

Я очень хочу

персональный компьютер,

Какие прекрасные буквы - ПК!

А я не имею, надеюсь - пока...

Внук Олега Бундура, детского поэта и детского врача из Кандалакши, в три года уже снимал ролики на смартфон, скачивал их на компьютер и уже тогда мечтал о том, чтобы дед купил ему ПК. Вот и моя дочь в три года обыгрывала меня на айпаде в "гонки", в четыре звонила по скайпу бабушкам и проходила в играх уровни, которые не давались старшеклассникам. Мы покупали ей журналы, комиксы, садились вместе читать, но сравниться с айпадом ничто не могло - пока нам в руки не попал журнал "Кукумбер". Как сейчас помню белую страницу, на которой кем-то сшитые коровки иллюстрировали загадку, которую наша Настя выучила наизусть: там отец делил между сыновьями свое наследство - семнадцать коров.

Психолог: Ребенку противопоказано иметь целую гору игрушек

И весь журнал был таким, словно сшитым из пестрых лоскутов, полный неожиданными, авторски оформленными прозой и стихами, заучивавшимися сразу и навсегда.

- Очень хотелось распространять среди ребят настоящую литературу, на бумаге, - говорит литературный редактор "Кукумбера" Дина Крупская. - Мы старались не печатать вещи "для всех", я хотела искусства ради искусства.

В 64-страничном журнале публиковались мэтры Михаил Яснов, Борис Заходер, Юрий Кушак, приводившие сюда молодежь вроде Димы Майстренко и Артура Гиваргизова, макет делали молодые художницы Саша Парушина и Настя Келдыш. При тираже в тысячу экземпляров "Кукумбер" за 12 лет жизни стал, по общему мнению, одним из лучших в стране.

А потом поменялся комитет образования, журналу перестали оплачивать типографию, подписка же не покрывала и малой доли расходов. И журнал, как ничто другое способный отвлекать мою дочку от компьютера, три года назад закрылся.

Сказка для Пети

Детская пресса сегодня - это ряды пестрых обложек на стеллажах супермаркетов и киосков: журналы для дошкольников, для девочек, компьютерные, научно-популярные, литературно-художественные, каждый со своими героями и игрушками под целлофаном. А вот пензенский экономист, переводчик, блогер Марина Танцырева не нашла в своем городе журнала, издатели которого отнеслись бы к ее ребенку всерьез. И в Пензе несколько месяцев назад усилиями Марины и ее друзей появился "Чердобряк", добрый, веселый, познавательный журнал для детей: в нем современная детская проза, краеведение, уроки английского, ребусы, полезные советы, привычные детям живые талисманы - мышонок Мышустик и лисенок Топошлеп.

Первые номера разошлись влет, и теперь Марине с коллегами предстоит борьба за выживание на широком журнальном поле. Многие этой борьбы не выдерживают: только в последние годы из жизни вместе с "Кукумбером" ушли "Веселые картинки" (в 2014-м), успевшие набрать популярность "ОГОгород" (2012), "Батискаф" (2011)...

Издание детских журналов для чтения - бизнес невысокой рентабельности. Тонкие ежемесячники со специфической аудиторией малоинтересны рекламодателю, редко появляются в киосках, которым невыгодно брать их на реализацию. Поддержку детские СМИ получают от государства в виде грантов и льгот, но в первую очередь - от подписки, которую еще надо обеспечить.

- Мы занимаемся пропагандой, - говорит детский писатель Виктор Лунин. - Берешь с собой костюм Мурзилки, журналы, приходишь в библиотеки, в школы, детсады, читаешь журнал - и там начинаются подписки. Я в этом году объездил Владимирскую область, Татарстан, был в Казани...

Безусловно, "Мурзилке" есть чем брать читателя. В журнал с 90-летней традицией сегодня пишут Андрей Усачев, Михаил Яснов, Ирина Токмакова, рисуют Виктор Чижиков и Георгий Юдин (кстати, в "Мурзилке" художники рисуют только руками и приносят в редакцию оригиналы).

А как быть бумажному журналу, если он не "Мурзилка"?

- А если ты не "Мурзилка", пиши сказку не для всех шестилеток скопом, а для каждого конкретного Пети и Вани, - считает художник Виктор Чижиков. - Каждый человек должен иметь в жизни отдушину, а не только экран монитора, и пусть в современном обществе сохранится детский журнал как что-то устоявшееся, хотя бы по манере исполнения, которая для бабушки, читающей сказку внуку, тоже важна. У всех должен быть свой мурзилка.

На волю, в "Пампасы"

Но если только бумажные журналы дают нам возможность ощутить дух настоящей сказки, то с детскими онлайн-изданиями в эту сказку можно нырнуть сразу и с головой. Это на современном языке называется "интерактив".

Первая страница интернет-журнала "Твиди" - как разноцветная россыпь конфет. Нажал на одну из десятка шевелящихся картинок, елочку с игрушками -

Воспитатели рассказали о пользе интерактивных обучающих устройств

выскочил призыв "утепляйся!", и на экране замелькали разноцветные шапки, шарфы, валенки: что-то из этого можно выбрать для аватарки. Онлайн-кинотеатр, конструктор комиксов, путешествия по виртуальным мирам, сервисы хранения видео и аудио, интернет-радиостанция - чего только не предлагает эта детская соцсеть попавшим в нее. "Модница", "хулиган", "геймер", "интеллектуал" - выбирай себе роль и действуй по ее правилам, учись жить и общаться со сверстниками в их ролях.

Другого рода интерактив предлагает сайт московского альманаха "Клепа". Тут новости по России, которые можно походя обсудить с онлайн-друзьями, под рубрикой "Заклепки" открыть "кладезь забавных историй, случавшихся на планете", в мобильном приложении пройти с самой Клепой (это хозяйка сайта) в ее терем-теремок, разбросать по темам свои селфи.

Еще только начинает очное общение со своими читателями литературный сетевой журнал "Электронные пампасы", ведомый писателем Юрием Нечипоренко, скоро и тут можно будет услышать аудиорассказы в исполнении самих авторов, пообщаться с ними по-свойски, заглянуть в бездонные кладовые стихов и прозы. Нечипоренко пишут со всего мира, издательства проводят тут конкурсы начинающих авторов, победители которых стартуют отсюда в большую литературу - а в "Электронные пампасы", между прочим, заходит порядка 15 тысяч читателей в месяц.

Кстати, именно в этот журнал (тогда он назывался "Пампасы" и выходил на бумаге в ИД "Веселые картинки") моя дочка, начитавшаяся "Кукумбера", решилась отправить свой первый компьютерный пейзажик. Его опубликовали, и сейчас мы с ней осваиваем пакет Cinema 4D, хотим делать мульты.

- Журнал - не ящик для текста, это, скорее, живая цветастая птица с крыльями страниц, - говорит Юрий Нечипоренко. - Надеюсь, дети и взрослые никогда не откажутся от этого действа - листать страницы, любуясь их полетом.

Кстати

Григорий Остер, детский писатель:

- Что лучше и безопасней для психики ребенка: компьютер или журнал на бумаге - так вопрос ставить нельзя в принципе. Это все равно что стоять перед дилеммой: переписывать книгу от руки или набирать ее на печатном станке. Дело не в том, на каком носителе будет контент. На бумаге может быть страшилка похуже компьютерной, в Интернете легко можно отыскать интерактивную книгу, которая даст ребенку возможность поиграть с персонажами, отгадать загадки, научит его хорошему, доброму и светлому.

Семья и дети СМИ и соцсети