Регламент гармонизирован с Европейским соглашением о международных автомагистралях, конвенциями о дорожном движении и о дорожных знаках и сигналах, другими международными нормативными актами, регулирующими дорожную деятельность. "Новый регламент впервые в истории дорожного строительства вводит требования не только к качеству полотна, но и дорожному ограждению, сигнальным столбикам, используемым при прокладке трасс материалам и т.д.", - подчеркнул на "Транспортной неделе-2014" замминистра транспорта РФ Олег Белозеров.
Сам документ был разработан около двух лет назад, и за этот срок дорожникам трех стран предстояло разработать и принять 171 межгосударственный стандарт в области дорожной деятельности, без которых действие регламента будет невозможной. 8 ГОСТов при этом разрабатывают специалисты Белоруссии, 11 - Казахстана, остальные поручены россиянам. Большинство стандартов уже приняты, другие - на завершающей стадии подготовки. "Чтобы переход дорожников на работу по новым правилам состоялся быстро и безболезненно, внедрять уже готовые ГОСТы необходимо сейчас, не дожидаясь 15 февраля", - считает начальник главного управления автомобильных дорог министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь Евгений Рокало.
Появление техрегламента "Безопасность автодорог", подчеркнул генеральный директор компании "Автодор-Инжиниринг" Николай Быстров, это результат работы дорожного сообщества трех стран по совершенствованию нормативно-правовой базы отрасли. Цель документа - защита жизни и здоровья населения (только в России в год в ДТП, произошедших в том числе из-за ненадлежащего качества дорожного полотна, гибнет около 25 тыс. человек), сохранность окружающей среды, обеспечение ресурсосбережения. Под действие регламента попадают все вновь строящиеся, реконструируемые, капитально ремонтируемые и эксплуатируемые автодороги общего пользования и сооружения на них, включая элементы обустройства. Улицы городов и населенных пунктов в перечень не входят.
Это в корне неверно, считает замглавы департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России Олег Панарин, поскольку обеспечение безопасности не должно быть избирательным. Сейчас около 60% ДТП происходит именно в городе. Тем не менее уличная сеть выпала из правового поля, поскольку под действие техрегламента о безопасности зданий и сооружений она тоже не подходит. Минстрой хотел подвести улицы под действие нового регламента, но дорожникам удалось отстоять право не заниматься проблемами городских автобанов. Документ также не регулирует процессы, связанные с автодорогами промышленных, строительных, лесных и других предприятий, временные трассы и трассы, проложенные в оборонных или спортивных целях. Но плотность движения на них несравнима с тем, что мы наблюдаем на городских улицах.
Гендиректор Российской ассоциации территориальных органов управления автодорогами (РАДОР) Игорь Старыгин считает необходимым скорее ввести в действие методические документы, разработанные Росавтодором специально для сельских дорог. "Там нет нужды строить многополосные хайвеи, в некоторых случаях в сельской местности достаточно проложить однополоску с разъездными карманами, - сообщил он "РГБ".
В своем Послании Федеральному Собранию президент еще раз напомнил о необходимости привести в порядок региональные автодороги и удвоить объемы дорожного строительства к 2022 году. По словам Старыгина, сейчас по региональным дорогам показатель несоответствия нормативному содержанию составляет 62,5%. По инновационному сценарию транспортной стратегии к указанному сроку он должен снизиться до 54%. Для приведения региональных дорог в божеский вид регионам требуется как минимум 1,3 трлн руб., фактическое же финансирование ремонта, капремонта и содержания составляет 15%. А для решения двух стратегических задач необходимая сумма возрастает уже до 3 трлн руб. "В 2015 году увеличивается акцизный сбор на ГСМ (1 руб. на 1 литр), - сказал гендиректор РАДОРа, - и дорожники очень рассчитывают на эти средства, которые позволят форсировать дорожную деятельность".