При этом помощью, оказанной в этом секторе за последний год, удовлетворены 70% опрошенных и недовольны 20%, в то время как качеством помощи в государственной медицине довольны лишь 50%, а недовольны 49%. Такие данные получены в результате опроса населения, проведенного ВЦИОМ по заказу Ассоциации частных клиник Москвы и ЦФО. Его презентовали на конференции "Негосударственное здравоохранение: состояние и перспективы развития".
- Такой выбор происходит за счет большей клиентоориентированности частных медучреждений, лучшего сервиса, особой методологии и индивидуального подхода, как к врачу, так и к пациенту, - считает президент ассоциации Александр Грот.
- Потенциал роста частного здравоохранения измеряется десятикратной цифрой, если убрать такое препятствие, как неразумная регуляторика, - дополняет президент "ОПОРЫ России" Александр Калинин. - И она будет в ближайшее время существенно изменена. Открытое правительство разработало проект "Дорожной карты" по передаче государственных и муниципальных клиник в концессию и снятию избыточной регуляторики. Предусмотрено проведение нескольких пилотных проектов в регионах.
- Рост негосударственного сектора здравоохранения обусловлен проблемами в секторе государственном, - анализирует гендиректор Ассоциации частных клиник Санкт-Петербурга и Северо-Запада Александр Солонин. - Очереди, отсутствие нужных специалистов, недостаточный сервис заставляют пациентов делать выбор не в пользу государственных больниц и поликлиник.
Однако за последнее время ситуация в государственном секторе тоже начала улучшаться - об этом свидетельствует все тот же опрос ВЦИОМ. Так, за последний год выросло число удовлетворенных оказанной там помощью - с 39 до 50%.
- В государственных клиниках стали повышаться уровень сервиса и качество работы, - отмечает председатель правления Нижегородской ассоциации частных медицинских центров Алексей Душкин. - Ощущаем мы и борьбу за больного.
Экспансию со стороны зарубежных клиник, в свою очередь, называет важным фактором Александр Солонин. Состоятельные пациенты сегодня предпочитают российским клиникам зарубежные медцентры в Израиле, Германии, Турции и даже Южной Корее, которая всего пять лет назад начала развивать медицинский туризм.
- Конкуренция на рынке медицинских услуг сегодня носит глобальный характер, - уверен руководитель управления контроля социальной сферы и торговли ФАС России Тимофей Нижегородцев. - Госпрограммы по развитию медицинского туризма приняли многие страны. А вот Россия за последние 30 лет из экспортера медицинских технологий превратилась в импортера и конкурентную борьбу в этой сфере проигрывает.
Но в этих странах требования к медицине и система контроля невероятно суровы, а у нас часто раздаются голоса за ослабление требований и контроля. К тому же в сущности полностью отсутствует система, которая формирует качество медицинских услуг, подчеркнул Нижегородцев. Минздраву поручено только к 2015 году разработать критерии качества медицинской помощи, хотя по стоимости лечения сложных и тяжелых заболеваний мы уже сравнялись с зарубежными странами. Именно поэтому идет перераспределение потоков пациентов в другие страны и внутренний платный сектор. Единственным критерием качества медицинской помощи могут служить клинические протоколы, которые у нас отсутствуют как таковые.
Складывающаяся экономическая ситуация может отразиться и на доходах населения, и на финансировании государственной системы здравоохранения, предупредил аудиторию руководитель Центра политики в сфере здравоохранения НИУ "Высшая школа экономики" профессор Сергей Шишкин. В этих условиях ничего иного не остается, как сокращать сеть государственных и муниципальных учреждений и кадры и развивать платные услуги.
Но одновременно открываются и новые перспективы для частного здравоохранения. Сегодня ему предоставлена возможность участвовать в программах обязательного медицинского страхования (ОМС). За три года число частных клиник, участвующих в ОМС, выросло вдвое и сегодня составляет до 12,5% от общего количества таких медучреждений. Однако объем поступлений средств ОМС в негосударственные клиники составил в 2013 году всего 2,6% от стоимости всей программы. Это говорит о том, что наиболее дорогие виды помощи по-прежнему оказывают в госсекторе. Частные клиники активнее участвовали бы в этих программах, если бы тарифы ОМС покрывали все статьи их расходов, в том числе и инвестиционную составляющую. Но пока это не так. А ведь в частных клиниках сосредоточен большой потенциал для оказания помощи населению - есть хорошее оборудование, высококвалифицированный персонал, передовые организационные методики, современный сервис. Изменить ситуацию могло бы разрешение принимать соплатежи населения - разницу между тарифом ОМС и реальными расходами клиники.
Как показывает опрос ВЦИОМ, и само население готово доплачивать за высококачественную медицинскую помощь. В среднем за год население готово на доплату в размере 22 956 рублей. Это довольно внушительные средства, если учесть, что среднедушевой норматив финансирования по госпрограммам бесплатной медицинской помощи на 2015 год правительство только что утвердило в размере 11 600 рублей. Получается, что россияне готовы доплатить вдвое, чтобы помощь была доступной, качественной и своевременной. И если бы соплатеж был разрешен, гражданам пришлось бы заплатить в год вдвое меньше, чем они готовы, - налицо обоюдная выгода. Однако для решения этого вопроса необходимы серьезные политические решения и изменение законодательства.