Сергей Михайлович, какая работа была проделана региональным парламентом в ходе подготовки и принятия главного финансового документа Ленинградской области?
Сергей Бебенин: В самом начале работы депутатов Законодательного собрания пятого созыва мы договорились формировать бюджет таким образом, чтобы у населения возникало к нему как можно меньше вопросов. Поэтому бюджет рассматривается не только в трех чтениях Законодательным собранием, как предписано Бюджетным кодексом, но и по договоренности с губернатором в "нулевом" чтении, с привлечением к обсуждению общественности, представителей экспертного сообщества. Более того, на сайте правительства Ленинградской области создан специальный раздел "Открытый бюджет", зайдя в который каждый без исключения житель 47-го региона может получить исчерпывающую информацию об основных статьях расходов и доходов, оставить свои комментарии и предложения. Все они будут рассмотрены.
В этом году, совместно с исполнительной властью, мы сумели организовать бюджетный процесс таким образом, что вся работа проводилась непосредственно в депутатских комиссиях. Это позволило избежать ненужных и бесперспективных дискуссий в ходе заседания Законодательного собрания. Результатом нашей совместной плодотворной, хорошо организованной работы стал финансовый документ, получивший положительную оценку на самом высоком уровне. Полномочный представитель президента РФ в Северо-Западном федеральном округе Владимир Булавин назвал бюджет Ленинградской области самым сбалансированным среди субъектов СЗФО.
Каковы основные параметры бюджета-2015?
Сергей Бебенин: Бюджет, как и прежде, социально ориентирован. С уверенностью могу сказать, что в абсолютных цифрах мы ничего не сокращаем. Все, что касается социальных вопросов и расходов по этим статьям, будет выдержано: медицина, образование, социальные обязательства, помощь детям, семьям и всем, кто едет работать в область, - сокращено ничего не будет.
Основные характеристики бюджета выглядят следующим образом: общий объем доходов на 2015 год составит 77,4 миллиарда рублей, расходов - 83,1 миллиарда, дефицит запланирован в сумме 5,7 миллиарда рублей (восемь процентов от собственных доходов при максимальном объеме в 15 процентов). Что касается ближайшей перспективы, доходы в 2016 году прогнозируются на уровне 80,6 миллиарда рублей, в 2017-м - 84,7 миллиарда рублей, расходы составят соответственно 85,1 миллиарда рублей и 87,9 миллиарда рублей. При этом дефицит планируется снизить в 2016 году до шести процентов, в 2017-м - до четырех процентов. За основу принимались показатели прогноза социально-экономического развития Ленинградской области на 2015-2017 годы, включая итоги социально-экономического развития региона за истекший период текущего финансового года и ожидаемые итоги социально-экономического развития за 2014 год.
При этом важно отметить, что сейчас 60 процентов бюджета Ленинградской области - это бюджет "проедания" и только 40 процентов - бюджет развития. В течение ряда предшествующих лет мы формировали бюджет с дефицитом, а завершали год - с профицитом. И сегодня наша главная задача - посмотреть, что еще мы можем сделать такого, чтобы та часть, которая работает на развитие экономики, заработала еще более эффективно. Это инфраструктурные проекты, индустриальные парки, варианты облегчения нагрузки на малый и средний бизнес.
Те же тезисы, что были озвучены в недавнем послании президента России Федеральному собранию. Экономическое развитие, в частности создание технопарков, и меры поддержки отечественных предпринимателей требуют более четкой законодательной базы, усовершенствованием которой мы занимаемся планомерно и уже не первый год.
Хочу также отметить, что кризисный 2008 год Ленинградская область прошла без потерь. Пока трудно загадывать, сможем ли мы так же успешно справиться с сегодняшней ситуацией, в том числе на фоне санкций. Но, на мой взгляд, 2015 год - с учетом имеющихся у нас запасов - будет достаточно ровным. Никаких потрясений мы не допустим.
Одним из самых болезненных вопросов, стоящих сегодня перед россиянами, остается состояние жилищно-коммунального хозяйства. Как в Ленинградской области решаются вопросы этой сферы?
Сергей Бебенин: Сегодня все проекты, нацеленные на модернизацию ЖКХ, регулируются федеральным законодательством. Областные законы разрабатываются с учетом основных положений федеральных нормативных актов, но учитывая специфику региона. Однако главным инструментом для решения всех проблем жилищно-коммунального комплекса является софинансирование, то есть федеральная казна и региональные бюджеты несут эту нагрузку совместно. При этом зачастую требования, которые предъявляет федеральный законодатель к желающим получить софинансирование, очень сложны. Поэтому добрая половина наших муниципальных образований первого уровня, поглядев на это дело, отступили. Но есть и такие, кто не растерялся. К примеру, в Важинском городском поселении Подпорожской области глава муниципального образования сумел воспользоваться возможностью, предоставленной ФЗ-185 "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", и привлек федеральное финансирование к строительству муниципальных жилых домов. Есть такие примеры и в других муниципальных образованиях Ленобласти.
Однако софинансирование из федерального бюджета поступает только в том случае, если средства запланированы на уровне региона. Зачастую для регионов это все-таки серьезная нагрузка. Но программа есть, она идет, действие 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" недавно было продлено, и я надеюсь, что, опираясь на него, мы еще сможем помогать людям решать их жилищные вопросы.
Что касается капитального ремонта, то здесь жители должны понимать и принимать все последствие проведенной приватизации жилья. В 1990-е годы люди получили свое жилье в собственность бесплатно, стали хозяевами своего жилища, включая крыши, подъезды, всю общедомовую инфраструктуру. Но если я сегодня являюсь собственником дачи или дома, я же не прошу у государства денег на их содержание и ремонт. То же самое и в отношении многоквартирных домов - граждане должны осознать ответственность за свою собственность. Хотя здесь есть все же два очень важных аспекта. Во-первых, сумма платежей граждан в абсолютных цифрах - сколько придется платить за поддержание дома в надлежащем состоянии, а во-вторых, не будет ли эта нагрузка избыточной, особенно для категории малоимущих граждан, для которых даже 300-400 рублей станут заметной финансовой нагрузкой.
Может ли регион регулировать решение таких вопросов на своем уровне или необходима господдержка?
Сергей Бебенин: Плату за ремонт многоквартирных домов каждый регион устанавливает в соответствии с федеральной методикой, но в большей степени это связано с возможностями бюджета субъекта. Помочь тем, кто самостоятельно не справляется, - наша задача, в Ленинградской области мы ее достаточно эффективно решаем.
Как строится работа с избирателями? С какими вопросами и наказами наиболее часто обращаются граждане?
Сергей Бебенин: К депутатам часто приходят с вопросами о колодцах, подъездах, содержании дорог, то есть о всем том, чем должны заниматься муниципалитеты. Поэтому мы создали партийный проект по обучению депутатов муниципальных и районных властей первого уровня. Им нужно объяснять, как формируются тарифы, как действует тот же закон о капремонте или закон по аварийному фонду. От их знаний зависит и уровень информированности населения, а значит, и отношение к власти. Для нас важно объективно понимать, что мы можем сделать, а что не получается - и почему.
Ленинградская область - единственный регион СЗФО, который внесен в федеральную схему оказания помощи Крыму. Какое содействие регион может оказать жителям полуострова?
Сергей Бебенин: Ленинградской области поручили изучить ситуацию и помочь, чем можно, Симферопольскому району. Мы побывали на месте, посмотрели, как на самом деле обстоят дела, и сразу оказали помощи на 65 миллионов рублей, но не просто деньгами. Во время встречи крымчане просили глубинные насосы, школьные автобусы, машины скорой помощи. Очень плохая ситуация в системе здравоохранения региона. С точки зрения правовой помощи наша задача была в том, чтобы познакомить жителей Крыма с российской законодательной базой и системой муниципального управления, помочь адаптироваться в новой ситуации. У меня хорошее ощущение - это отличный регион. Доживут они с нашей помощью и до хороших времен.
Конечно, сейчас главная проблема для Крыма - формирование бюджета, потому что источники доходов непрозрачны. Но те, кто пришли к руководству республикой, мыслят по-государственному.
А жители Ленобласти не обижаются на посторонние расходы?
Сергей Бебенин: Я ни разу не слышал. Но при той доходной части бюджета, которую мы приняли, стыдно было бы так говорить. Расходы на Крым в нашем бюджете составили менее одного процента. Я считаю, что мы и дальше должны помогать.
В этом году у Ленинградской области появился свой гимн. Почему выбор пал именно на эту композицию?
Сергей Бебенин: Впервые эту песню лично я услышал еще лет шесть-семь назад. В ней звучат названия территорий, районов нашего региона. Что касается музыкального оформления, то нам помогал великий дирижер Валерий Гергиев, но он лишь совсем немного поправил. И если на официальных мероприятиях будет звучать песня, которая нравится, потому что она красивая и рассказывает о родной земле, это замечательно. Гимн, герб - узнаваемые символы малой родины, о которой нужно помнить, заботиться и беречь. Это часть нашей общей культуры, самоопределения как жителей Ленинградской земли.
Что вы думаете об объединении Санкт-Петербурга и Ленинградской области?
Сергей Бебенин: Это решение было отработано еще при советской власти: было два состава депутатских советов - Ленинграда и Ленинградской области. Вопросы решались на основании комплексного развития территорий. Сейчас главная задача - нормальная работа ветвей власти. Я сторонник того, чтобы самим, без федерального центра, определять свои проблемы и договариваться, а потом решать каждому свою часть задачи. И только если необходимо, просить помощи федерального центра. Мусор, дороги, транспорт - это все наши общие проблемы - Ленобласти и мегаполиса. И нужно просто установить понятные, прозрачные правила игры. Мы готовы помогать соседям, но нужно решать проблемы на паритетных началах.
Как регион строит работу с федеральными органами законодательной власти? Какую роль в этом процессе играет Парламентская ассоциация Северо-Запада, которую вы возглавляете с нынешнего года?
Сергей Бебенин: Раньше к регионам относились несколько свысока, и только 0,1 процента местных инициатив принимались во внимание. Но ведь мы лучше представляем себе, как работают законы на местах, и меняем их не потому, что нам хочется себя показать, а потому, что, если людей не устраивает закон, они не будут его исполнять. Парламентской ассоциации в этом году 20 лет, и тогда депутаты объединились в первую очередь по необходимости.
По отдельности регионы, пытаясь решить какие-то проблемы, часто упираются в стену. А если инициатива исходит сразу от 11 субъектов Федерации и она качественно проработана, то ей оказывается определенное внимание, и шансы решить вопрос повышаются существенно. Сейчас мы хотим подключить к работе молодежь, но не делать отдельный декоративный молодежный парламент, а привлечь к работе действующих муниципальных депутатов до 35 лет.