А, например, в рамках ЮНЕСКО договориться о рекомендациях ("кодексе чести"), чтобы журналисты следовали неким правилам этики в информационной политике.
Сегодняшняя информационная война Запада против России - лишь составная часть еще более разрушительной политики "мягкой силы" и "управляемого хаоса". Это часть грядущей "гибридной войны" под названием "DIME": дипломатия, информация, вооружение, экономика (англоязычная аббревиатура).
Представляется, что для начала надо внимательно приглядеться к возможностям традиционных средств информационной политики. Их, к сожалению, сегодня не так много, но они есть. По мнению экономиста с опытом международной работы, в том числе в бизнесе, таким средством может стать скромная, казалось бы, техническая, часть информационной политики - статистика. Недавно это признал международный "круглый стол" в Вене по Украине, а фактически по отношениям ЕС - Россия, где прозвучал призыв: "только факты и цифры" как лекарство от тотальной лжи и безверия.
Ничто так не дезориентирует бизнес, как ложь, мифы и недостоверная статистика. В той же Финляндии в мае сего года в Торгпредстве РФ состоялся семинар "Мифы и реалии в отношениях Восток-Запад", на котором доктор политических наук Эса Сеппянен, презентуя свою книгу "Россия. Отбросим мифы!", отметил, что первым, кто на Западе освободился от мифов о России, был президент Урхо Кекконен, что, как известно, принесло Финляндии большие экономические и политические дивиденды.
Статистика ООН, ОЭСР, ВТО, МВФ, Всемирного банка, интеграционных союзов, наконец, национальная государственная статистика считается признанной и убедительной доказательной базой, которой все еще доверяют. Но сами по себе данные ничего не значат. Прежде чем их обрабатывать, надо разобраться с технической стороной манипуляции ими. Качество данных остается центральной проблемой.
Проведем эксперимент "выяснения истины" с помощью статистики на примере ключевого вопроса отношений Россия-Украина-ЕС в разрезе последствий для Украины экономической части предстоящей ассоциации с Европейским союзом, отложенной до 2016 года. Нами сравниваются прогнозы российских экспертов, авторов масштабного исследования, подготовленного по заказу Комитета гражданских инициатив Алексея Кудрина, с прогнозом известного западного эксперта Андреса Ослунда.
Авторы прогнозов, ссылаясь по существу на одни и те же источники, делают разные и даже противоположные выводы. Ослунд дает прогноз, ссылаясь на "польские и украинские исследовательские центры", а также Евразийский банк развития и Всемирный банк. Он прогнозирует прирост ВВП Украины после ее ассоциации с ЕС на 11,8 процента (какая точность!), как бы забывая, что эта ассоциация реализуется не в вакууме, а на фоне ухудшения отношений с Россией и другими странами СНГ, которые вынуждены принимать меры по защите своих экономических интересов.
Оценки российских экономистов принципиально отличаются от западных. Главная причина расхождений в том, что российские эксперты анализируют реальную ситуацию, системный кризис в Украине и вокруг Украины, порожденный недальновидностью проекта Восточного партнерства, а не некое идеальное состояние, при котором ассоциация касается только Украины и ЕС, и в этой гармоничной паре царит полное согласие.
Представитель разработчиков исследования для Комитета гражданских инициатив, член-корреспондент РАН, директор Всероссийского научно-исследовательского конъюнктурного института (Москва) Андрей Спартак считает, что потери Украины только от падения уровня экономического сотрудничества с Россией и другими странами Таможенного союза в негативном сценарии, который пока и реализуется, на годовом уровне могут составить порядка 20 процентов ВВП. Если к этому добавить растущие финансовые дефициты, резкое сокращение покупательной способности населения, фактический инвестиционный коллапс и рушащийся валютный рынок, то падение ВВП может быть катастрофическим.
В этой ситуации идеальные образы будущего Украины в составе ассоциации с ЕС, рисуемые западными экспертами, не только контрпродуктивны, но и крайне опасны. Нужны непредвзятые оценки. Для того чтобы все осознали, в т.ч. на Западе, что в европейской цивилизационной зоне ответственности появилось крупное государство, нуждающееся в огромных масштабах финансовой, экономической, торговой и гуманитарной помощи, восстановлении регионального сотрудничества, взаимовыгодного для его традиционных участников. От этого зависит благополучие не только Украины, но и всей Европы.
Мир никогда не будет прежним. Кризис на Украине и политика антироссийских санкций означают не только переломный момент в отношениях России с Западом и конец иллюзий ее интеграции в "сообщество западных демократий". Одновременно эти события говорят о зарождении новой, посткризисной, системы международных отношений, более сбалансированных между развитым и развивающимся миром.
Запад перестает быть главным вектором притяжения России, хотя его роль как важного источника технологической модернизации, по-видимому, сохранится. Однако сегодня доверие в отношениях Россия - Запад "заморожено" не по вине России, и потребуется много усилий и времени, чтобы его восстановить. Как это сделать в обстановке шантажа, провокаций и циничной информационной войны - задача не из легких.
Вот почему и предлагается ввести мораторий на "сенсации" и принять "кодексе чести" для мировых СМИ. Откровенно говоря, надежды на успех этого предложения небольшие, но стоит попробовать. Восстановлению доверия в отношениях между Россией и Западом способствовало бы также упорядочение такого серьезного института, как международные рейтинги, присваиваемые странам. Объективные, политически не ангажированные рейтинги - хороший статистический материал для сравнений, полезный вектор развития для любой страны.
Однако все чаще рейтинговые оценки западных агентств используются как инструмент давления и шантажа. Ведь за снижением рейтинга страны следует снижение рейтингов фирм с последующим удорожанием для них заимствований и даже возникновением крупных финансовых потерь.
Так, в октябре сего года агентство Moody's стало запугивать бизнес предстоящим снижением рейтинга России до "мусорного", несмотря на отсутствие для этого оснований. В конце концов рейтинг России был понижен агентством на один пункт с "негативным прогнозом".
По мнению многих экспертов, включая министра экономического развития Алексея Улюкаева, снижение рейтинга стало результатом либо некомпетентности, либо ангажированности составителей, т.к. не было для этого оснований, в частности, при внешнем долге страны всего в 3 процента ВВП. Примером ангажированной рейтинговой политики, доведенной до абсурда, стал недавний продукт английских "ученых" - составителей рейтинга "процветающих стран мира", в котором Украина обошла Россию на целых 5 пунктов!
В то же время рейтинг Всемирного банка "Doing Business: 2015" был в очередной раз повышен для России более чем на 20 позиций в сумме за два года, что в первую очередь стало результатом проводимых в России реформ. По такому ключевому показателю комфортности делового климата, как "регистрация собственности", Россия занимает сегодня 12-е место и признана соответствующей критериям прозрачности и обмена налоговой информацией наряду с США, Великобританией, Германией и Италией.
В России обсуждается вопрос о создании независимых и совместных рейтинговых компаний, например, с китайской "Dagong Global Credit Rating", которая стабильно присваивает России рейтинги уровня "А", иногда даже более высокие, чем у США. Банк России разработал механизм защиты российских эмитентов от снижения или отзыва рейтингов.
Перспективам отношений Россия - Европейский союз, считает председатель правления Ассоциации европейского бизнеса Филипп Пегорье, кризис на Украине не должен угрожать даже "холодной войной", поскольку степень интеграции России с Европейским союзом гораздо выше, чем во времена Советского Союза. В этом первопричина сопротивления европейского бизнеса санкциям против России. Недавнее заседание Консультативного совета по иностранным инвестициям при правительстве России (51 руководитель ведущих иностранных компаний) подтвердило эту мысль: инвесторы не намерены терять важный для них российский рынок.
России предстоит сформировать свою новую геополитику, используя выгодное "транзитное" положение между Европой и странами Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР).
Одним из элементов этой политики стала договоренность о присоединении в 2015 году Вьетнама к Таможенному союзу России, Белоруссии и Казахстана через создание зоны свободной торговли.
Для дальнейшего успеха сбалансированной геополитики России сегодня необходимы консолидация российского общества и новое качество ее экономического роста, что подчеркивает президент Владимир Путин в своем Послании Федеральному Собранию.