РГ: Константин Олегович, сейчас говорят о том, что в результате падения курса рубля Россия останется без трудовых мигрантов - без строителей, без дворников. Вы замечаете такой отток мигрантов по своим учетным данным?
Ромодановский: Пока я таких данных не замечаю. А говорить о том, что начался активный выезд трудовой миграции из Российской Федерации - это, наверное, преждевременно. Значительная часть мигрантов уедет встречать Новый год у себя на Родине. Это бывает каждый год - ничего страшного, предосудительного в этом нет.
Мы видим изменения курса рубля по отношению к доллару. Но если смотреть на соотношение рубля и национальной валюты страны исхода мигрантов - Узбекистана, Таджикистана или Киргизии - то они меняются пропорционально. И исходя из этого критерия, можно говорить о том, что Россия с небольшой долей вероятности станет малопривлекательной для внешней трудовой миграции.
Мы никогда не выступали против приезда мигрантов. Но мы всегда говорим о том, что работать нужно в соответствии с нашими правилами, оформляя свою трудовую деятельность, свое пребывание в России, платя налоги. Мы выступаем за иностранную рабочую силу, но только за законную и ту, которая нам нужна. Не тех, кто у трех вокзалов торгует поддельными документами, а тех, кто вкладывает свои силы в ВВП Российской Федерации.
РГ: А какие изменения миграционного законодательства произойдут в 2015 году? Например, со следующего года уже вступит в силу сертификат по знанию русского языка, истории. Насколько мы готовы, легко ли будет их получить? Многие ли мигранты этим воспользуются?
Ромодановский: Время покажет, но мы к этому решению шли давно. Например, в Санкт-Петербурге уже работает центр, где иностранные граждане, работающие в ЖКХ, торговле, сфере обслуживания, уже проходит тестирования по русскому языку. Похожий центр открыли летом в Подмосковье… В большей степени это "догосударственные" услуги. Государственные услуги мы оказываем бесплатно. За те услуги, которые будут оказываться иными организациями, с мигрантов будут брать деньги. Это нормально и вполне приемлемо.
Если говорить об остальных регионах России, то в большинстве из них я не вижу проблем с этим вопросом. В первую очередь, такие центры могут создаваться в городах-миллионниках, а на отдельных территориях ФМС своими силами решит подобные проблемы.
РГ: В странах исхода можно получить такие сертификаты?
Ромодановский: Что касается знания русского языка, то такая работа начата. То, что касается обследования с точки зрения здравоохранения, то это пока невозможно. Иностранные граждане должны будут проходить обследования именно в Российской Федерации.
РГ: Эти сертификаты начали выдавать с октября уже? Многие мигранты воспользовались ими?
Ромодановский: Эту работы мы проводим уже 1,5 года. То, что касается соискателей работы в ЖКХ, торговле и обслуживании, то треть из них, уже получили сертификаты. Остальные две трети - это документы образца Советского Союза и Российской Федерации. Когда люди находились здесь, проходили тестирование. Эти документы мы воспринимаем как основание для разрешения на работу. Так что это тоже работает.
Конечно, нам страшновато, потому что мы понимаем, что объем, который свалится на миграционную службу, будет в 3-4 раза больше, чем он был. Но мы делаем шаг к тому, чтобы увеличить количество законно работающих в России иностранных граждан.
Полную версию Делового завтрака читайте в ближайших номерах "Российской газеты"
"Деловой завтрак" с Константином Ромодановским