Виталий Алексеевич, в октябре появилась информация о том, что проект станции будет исключен из госпрограммы "Развитие атомного энергетического комплекса" как нецелесообразный для снабжения области электроэнергией. Однако в ходе визита в эксклав министр энергетики Александр Новак заявил, что строительство будет продолжено, но его сроки будут смещены. Можете внести ясность?
Виталий Трутнев: Судьба стройки непростая, причины приостановки активной фазы строительства Балтийской АЭС известны, об этом мы не раз говорили. Когда проект закладывался, была большая уверенность, что нам удастся достигнуть консенсуса со странами Балтии по единой энергетической программе развития. Однако этого не произошло. Прибалтийские республики упорно проводят линию на отсоединение своих энергосистем от ЕЭС России и интеграцию в восточноевропейское энергокольцо. Соответственно, перед руководством концерна "Росэнергоатом" и минэнерго РФ встал вопрос, как мы будем реализовывать проект, изначально построенный в логике того, что Калининград и Прибалтика работают в единой энергосистеме с Северо-Западом России. Сейчас основные усилия "Росатома" и концерна сосредоточены на выработке решений по схеме выдачи мощности, прорабатываемой с учетом меняющейся конъюнктуры электроэнергетического рынка балтийского региона. Приоритет - ориентация на европейских потребителей электроэнергии и инвесторов. В части строительства - на сегодняшний момент остановлена работа по возведению ядерного острова, но продолжаются работы по сооружению объектов инфраструктуры.
БалтАЭС сегодня - это... Продолжите, пожалуйста.
Виталий Трутнев: Это подготовленная к строительству площадка атомной станции с практически уже созданной инфраструктурой - с автомобильной и железной дорогами, складским хозяйством, временными зданиями и сооружениями, электроподстанцией, линией электропередачи, необходимой для обеспечения строительных работ, с фундаментами под основные здания и сооружения ядерного острова. Это группа персонала, способная развернуть масштабную стройку в кратчайшие сроки.
В марте - апреле 2013 года на площадке было занято порядка 1,8 тысячи человек. Сегодня в дирекции трудится менее 130 человек, а на объектах инфраструктуры - около 200. Остальные строители перебазировались на Курскую АЭС-2, на Ростовскую и Ново-Воронежскую станции, часть сотрудников уехала на Белорусскую АЭС, часть трудится на объекте в Турции. Вновь собрать под "свое крыло" нужные кадры сможем очень быстро.
В проект вложены миллиарды рублей, 80 процентов средств потрачены на приобретение оборудования. Мы законтрактовали до 70 процентов оборудования, необходимого для функционирования атомной станции. То есть эти деньги не закопаны в землю, не потрачены впустую. Инвестиции временно заморожены, но они могут быть пущены в ход, если не здесь, то на других объектах "Росатома".
Какие страны задействованы в поставках оборудования?
Виталий Трутнев: Стройка у нас крупная, соответственно, и потребности большие. Во время активной фазы строительства щебень необходимых фракций, которого нет в регионе, везли из Швеции. Системы отопления, которые не производятся в Калининградской области, а из России доставлять сложно и дорого, закупались в Польше. Турбины, дизель-генераторные установки, насосное оборудование для машинного зала второго контура (турбинного острова) для энергоблоков N 1 и 2 Балтийской АЭС изготавливаются на совместном российско-французском предприятии ООО "АЛЬСТОМ Атомэнергомаш", 10 дизель-генераторных установок для обеспечения системы безопасности атомного объекта - французским подразделением немецкой фирмы "МАН-Турбо".
Сегодня активно идет работа по организации его доставки на площадку. Уже поставлены котлы производства Bosch (Германия), на этапе изготовления находится целый ряд узлов и компонентов производства Alstom, MAN, (Франция), AREVA (Франция), KSB (Германия) и других крупных европейских компаний.
История, как с "Мистралями", вам не грозит?
Виталий Трутнев: Нет, все наши заказы на заводах Европы выполняются строго по календарному графику. Ни одно предприятие не приостановило и не расторгло заключенные контракты, даже инициативы такой не проявило. Это касается и французских производителей. Первая партия оборудования под первый блок БалтАЭС уже поступила из Сен-Назера в Балтийск и будет помещена на склад хранения станции, поставки второй партии под второй блок уже начались.
А если решение об активизации стройки затянется, не заржавеет ли оборудование? Не планируется его направить, например, на строящуюся Белорусскую АЭС?
Виталий Трутнев: Речь о демонтаже оборудования с Балтийской АЭС и переносе его для использования на Белорусской АЭС не идет. Что же касается первой части вашего вопроса, могу сказать следующее. В Тверской области на Калининской АЭС, где я работал, блок N 3 был заморожен на 10 лет. Через десять лет в стране появились условия и стройку расконсервировали, в 2004 году этот блок был возведен и запущен, и вот уже десять лет успешно эксплуатируется. Стройку БалтАЭС мы поддерживаем в состоянии полной готовности. Чтобы развернуть полноценную деятельность, нам достаточно будет шести месяцев.
Как идут поиски потребителей атомной энергии? Какие страны рассматриваются в качестве рынков сбыта?
Виталий Трутнев: Европейские инвесторы достаточно активно проявляют интерес к станции. Для них предлагаются различные опции: они могут не только стать покупателями электроэнергии, но и выступить в качестве институциональных инвесторов, поставщиков оборудования для станции или партнеров в сооружении новых энергосетей. Вариантов участия множество, они все прозрачны и привлекательны для инвесторов. Текущий диалог с потенциальными партнерами демонстрирует, что с экономической точки зрения вариант, при котором мы не сможем привлечь капитал или организовать сбыт, крайне маловероятен.
Для обеспечения энергобезопасности эксклава будут построены угольная и три газовые электростанции. На ваш взгляд, малая генерация может стать альтернативой атомной?
Виталий Трутнев: Я бы не ставил так вопрос. Балтийская АЭС - инфраструктурный проект, который концерн "Росэнергоатом" реализует в Калининградской области потому, что она географически находится в Европе, куда, благодаря короткому энергетическому плечу, представляется возможным продавать атомную энергию без большого сетевого строительства. А излишки электроэнергии могут и должны реализовываться внутри региона под промышленные кластеры. Одни продают, а другие покупают, как сегодня это происходит: Литва, не афишируя, покупает в Калининградской области весь избыток вырабатываемой тепловой генерацией электроэнергии. И спрос гораздо больше предложения. Ценовая зона региона - одна из лучших в России, и проект будет выгоден экономически.
Калининградский регион испытывает нужду в дополнительных мощностях. Региональные власти и главная энергетическая компания области "Янтарьэнерго" озабочены стабильностью работы энергосистемы Янтарного края. А стабильность зависит от количества источников генерации - чем их больше, тем устойчивее и надежнее система. Но факт остается фактом: энергосистема Калининградской области уязвима. Это показала авария на двух ЛЭП, идущих от Калининградской ТЭЦ-2. Без электричества на полтора часа осталась западная часть области, где проживает 645 тысяч человек, пока не начались транзитные поставки из Литвы.
Проект сооружения Балтийской АЭС основан на новейших достижениях российской атомной промышленности с точки зрения как безопасности, так и эффективности. При этом реакторы типа ВВЭР за 50 лет безаварийной эксплуатации подтвердили свою надежность и сегодня работают на 56 действующих энергоблоках по всему миру, из которых 18 блоков - в пяти странах ЕС. Проект Балтийской АЭС с реакторной установкой ВВЭР-1200 предусматривает уникальную комбинацию пассивных и активных систем безопасности. Данный проект соответствует всем современным требованиям к безопасности, в частности, требованиям МАГАТЭ и EUR. Балтийская АЭС может успешно противостоять внешним угрозам: землетрясению, наводнению, падению самолета, взрывам, ураганам, а также снеговой и ледовой нагрузкам. Проекты поколения 3+ (АЭС-2006) мы реализуем сегодня в самом Евросоюзе - это АЭС "Ханхикиви" в Финляндии и два новых энергоблока на АЭС "Пакш" в Венгрии. При этом такая же станция в предыдущей модификации (ВВЭР-1000) с 2007 года успешно работает в Китае. Причем настолько успешно, что китайские партнеры заказали еще два энергоблока.
Почему отказались от возведения реакторов малой и средней мощности?
Виталий Трутнев: Год назад, когда активная фаза строительства станции была только приостановлена, правительство РФ стало рассматривать разные источники генерации - газоугольную, а также атомную генерацию малой мощности. Сегодня в России есть проект, который можно реализовать на базе реакторов военно-морского флота. Но экономика этих установок в гражданском исполнении не выдерживает конкуренции с тепловой генерацией, коммерчески они невыгодны в качестве дополнительного источника электрификации региона. Поэтому от этой идеи отказались.
А как вам видится, не затянется ли у нас стройка на десятилетия?
Виталий Трутнев: Верю, что проект будет реализован в ближайшей перспективе. Госкорпорация - огромная организация, несмотря на сложную политическую ситуацию, она выигрывает тендеры на строительство станций в Турции, Венгрии, Финляндии. Уверен, что и регион заинтересован в проекте, который даст мощный импульс развитию всей области. Могу судить об этом по ситуации в Тверской области, где расположена Калининская АЭС. За счет налогов и целевых трансфертов концерна строятся не только внутригородские дороги, но и подъезды к деревням, ремонтируются школы и медицинские центры, возводятся новые объекты. Организации концерна очень дисциплинированные - регистрируются по месту нахождения объекта, платят налоги в местную казну, как и привлекаемые к работам подрядчики. Более 50 процентов бюджета Неманского района, где строится БалтАЭС, сформировано из наших налоговых отчислений, и это при том, что станция как объект еще не вырабатывает продукт и не приносит прибыль. На месте грунтовой дороги, по которой местные жители не могли добраться до поселка Маломожайского, проложили современную трассу. Кроме того, мы реализуем массу социальных и благотворительных проектов для местного населения, которое уже сегодня видит плюсы от строительства атомной станции и с надеждой ждет возобновления строительства в прежних темпах.
Справка "РГ"
На Балтийской АЭС планируется построить два энергоблока по серийному проекту "АЭС-2006" с реакторами типа ВВЭР-1200. Их суммарная уставная мощность составит 2300 мегаватт. Расчетный срок службы БалтАЭС - 50 лет, основного оборудования - 60 лет. Стоимость проекта оценивается в 200 миллиардов рублей.